Некрасовские места России (автор неизвестен)

Некрасовские места России

Введение

Работа посвящена связи судьбы, творчества, мест пребывания Н. А. Некрасова в Костромском крае, Ярославском крае, Санкт - Петербурге и в др. местах. Эти места сыграли в жизни поэта очень важную роль. Судьбу и личность каждого человека нельзя понять до конца вне судьбы его рода, его предков.

В Ярославле сохранилось несколько старых зданий, связанных с именем. В квартире в Петербурге поэт прожил последние двадцать лет своей жизни.

С начала XVIII века дворянский род Некрасовых оказался неразрывно связан с селением (деревней, позднее сельцом) Грешнево в Ярославском уезде, которое стояло на дороге, издавна связывающей по левому берегу Волги города Кострому и Ярославль. Противоположный, лежащий напротив Грешнева, правый берег Волги с воспетым Некрасовым Николо-Бабаевским монастырем относился уже к Костромскому уезду.

В Костроме началась военная служба отца поэта, А. С. Некрасова, который и позднее часто бывал здесь. Н. А. Некрасов был связан с Костромским краем на протяжении значительной части своей жизни: он многократно приезжал в губернский город, охотился в лесах и болотах по реке Костроме, посещал многие селения Костромского и Буйского уездов.

В начале XVIII века Грешнево входило в состав поместья стольника Бориса Ивановича Неронова, прапрадеда поэта. Дворяне Иероновы имели поместья и в Костромском крае. Известная дворянская усадьба Иероново в Солигаличском районе, судя по названию, когда-то принадлежала представителям этого рода.

В 1736 г. дочь Б. И. Неронова, Прасковья Борисовна, вышла замуж за рейтара конной гвардии Алексея Яковлевича Некрасова. В приданое за женой А. Я- Некрасов получил ярославское поместье - сельцо Васильково с деревнями Кощевкой, Гогулино и полдеревни Грешнево.

Таким образом, первым владельцем Грешнева из рода Некрасовых был прадед поэта А. Я. Некрасов. После его кончины (умер около 1760 г.) владельцами ярославского именья стали П. Б. Некрасова (умерла после 1780 г.) и её единственный сын Сергей Алексеевич, дед поэта. С. А. Некрасов скончался 3 января 1807 г. Первым из Некрасовых дед поэта был похоронен на приходском кладбище у стен Петропавловской церкви села Абакумцева, находящегося в трех верстах от Грешнева. Могила С. А. Некрасова сохранялась в Абакумцеве вплоть до начала XX в. Позднее па кладбище у стен этого храма завершили свой жизненный путь дети и внуки Сергея Алексеевича. Документально известно, что поэт бывал в деревнях Шоде и Вежи, селах Мисково и Жарки; не вызывает сомнений, что он посещал села Саметь, Шунгу, Спас-Вёжи (Спас), Сущево, Куниково, Пустынь и др. На костромском материале Некрасов написал ряд наиболее известных своих произведений: «Коробейники», «Крестьянские дети», «Дедушка Мазай и зайцы». Костромские впечатления нашли своё отражение в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Не случайно в 1921 г., когда отмечалось 100-летие со дня рождения поэта, историк Н. Н. Виноградов отмечал, что Некрасова по праву можно считать «костромским писателем». С этим утверждением нельзя не согласиться. Создание Некрасовского заповедника, безусловно, имело бы важное значение для Костромского края, для всей России.

Места, где бывал Некрасов

Ярославль и область

Город Ярославль предлагает увлекательную экскурсионную программу как по историческим местам, там и для обзора архитектурных и культурных достопримечательностей города. Одной из таких является памятник Николаю Алексеевичу Некрасову. Великий поэт жил и учился в Ярославле на протяжении многих лет. Именно здесь он полюбил Волгу, посвятил ей немало строк. Здесь он черпал вдохновение. И здесь благодарные жители Ярославля увековечили память о нем.[5]

Памятник находится на набережной реки Волги, в конце Первомайского бульвара, откуда его хорошо видно гуляющим. Возле памятника открывается прекрасный вид на реку, что привлекает многих туристов. Такое место для памятника выбрано не случайно. Поэт любил любоваться шумной рекой, и на памятнике он запечатлен смотрящим вдаль на реку. Сразу напрашиваются строки из его произведения: О, Волга! Колыбель моя… Любил ли кто тебя, как я? Некрасов изображен на постаменте в полный рост. [11,C. 3] И зимой, и летом памятник выглядит величественно, это прекрасное место для тематических фотографий и просто отдыха от шумного города и повседневной суеты. «Я лиру посвятил народу своему», - гласит надпись на постаменте, отражая характер Некрасова и его отношение к родной земле.

Рядом с памятником скульптор изобразил героев из произведений Некрасова. Здесь можно узнать мужичка с ноготок, мать солдатскую Арину, крестьян, которые искали, кому живется весело, вольготно на Руси, и Гришу Добросклонова. Умелые руки скульптора настолько точно отобразили персонажей, что увиденное действительно воскрешает в памяти произведения великого автора. Перед памятником размещена небольшая площадь, вымощенная гранитом. Спроектировал памятник Некрасову архитектор Л. М. Поляков. Воплотил идею в жизнь скульптор Г. И. Мотовилов. Памятник был представлен жителям и гостям города в 1958 году. Воздвигнуть памятник великому поэту жители Ярославля собирались еще в начале двадцатого века. Регулярно организовывались сборы денег на его создание и установку. Однако реализовать замысел получилось только спустя 80 лет после смерти поэта. В настоящее время памятник возвышается над рекой.

В Ярославле сохранилось несколько старых зданий, связанных с именем Некрасова. В первую очередь дом, в котором помещалась губернская гимназия. Расположен он на углу Крестьянской и Революционной улиц; на фасаде - мемориальная доска с надписью: «Здесь учился великий русский поэт Н. А. Некрасов (1832-1837 гг.)». [17]

Друг поэта Кузьма Ефимович Солнышков писал в своих воспоминаниях: «В Ярославле, в Пастуховской гостинице, Николай Алексеевич имел постоянно номер первый, останавливался в приезды в Ярославль в нем сам и, когда посылал кого-либо из усадьбы, тоже велел останавливаться там...». Имя Николая Петровича Пастухова известно многим ярославцам. Знаменитый промышленник рубежа XIX-XX вв., меценат, почетный гражданин города Ярославля. Ему принадлежали дома в центре города, которые до сих пор являются украшением Ярославля. [21,C. 409]

Усадьба Карабиха в Ярославской области

Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник Н. А. Некрасова «Карабиха» расположен в деревне Карабиха Ярославского района Ярославской области, в 15 км южнее Ярославля, близ посёлка городского типа Красные Ткачи. На его территории расположены старинная усадьба, ряд хозяйственных построек и два парка, второй половины XVIII - начала XX вв., сохранившие свой первоначальный архитектурный облик.

Музей находится в 15 км от Ярославля по старому Московскому шоссе. Заповедник расположен на территории старинной русской усадьбы, в комплекс которой входят жилые и хозяйственные постройки, регулярный и пейзажный парки. Первыми владельцами усадьбы были князья Голицины. В начале 1860-х годов усадьбу покупает Николай Алексеевич Некрасов. Он провел здесь десять летних сезонов (1861-1875), написал поэмы «Русские женщины», «Современники», стихотворения «Орина, мать солдатская», «Каллистрат» и другие, работал над «Кому на Руси жить хорошо».

Много лет (более 60 лет) продолжались хлопоты о придании Карабихе статуса музея-заповедника: до последнего времени Карабиха была не самостоятельным музеем, а филиалом Ярославского историко-архитектурного музея-заповедника. Есть номер ярославской газеты «Северный рабочий» 11 декабря 1927 года. «Перед Главнаукой возбуждается ходатайство об объявлении заповедниками бывшей Карабихской и Грешневской усадеб и парка», - читаем мы в заметке «К. 50-летию со дня смерти Некрасова». С тех пор было немало ходатайств, в конце 1987 г. принято постановление Совета Министров РСФС'Р о создании Государственного литературно-мемориального музея заповедника Н. А. Некрасова «Карабиха». В него вошли три зоны: музей-усадьба поэта в Карабихе, села Абакумцево и Грешнево и некрасовские места в Ярославле.

В РСФСР штат музея дал возможность вести не только широкие научные исследования, но и разнообразные работы по ремонту и реконструкции зданий в Карабихе, Грешневе, Абакумцеве, по обслуживанию паркового и садового хозяйства. Решением исполкома Ярославского областного Совета народных депутатов утвержден план развития заповедника на ближайшие годы, создания там новых постоянных экспозиций и тематических выставок.

«Карабиха», приобретенная им в 1861 году для летнего отдыха. Хозяйственные заботы берёт на себя поселившийся с Н. А. Некрасовым его брат Фёдор Некрасов. 1861-1875 годы: здесь поэт живёт десять летних сезонов, и пишет поэмы «Мороз, Красный нос», «Русские женщины», работает над «Кому на Руси жить хорошо». Сочиняет стихотворения «Орина, мать солдатская», «Каллистрат» и другие.

1875 год: Некрасов в последний раз посещает свою усадьбу. Навещает могилу матери в Аббакумцево, осматривает основанную им сельскую школу. Побывал в Грешнево, где на пепелище старого некрасовского дома, сгоревшего незадолго перед тем, его брат открыл трактир.

1918 год: усадьба национализирована и отнесена к памятникам истории. В начале двадцатых годов на ее территории разместились совхоз «Бурлаки» и зона отдыха, позднее туберкулезный санаторий, затем детский дом, и только к 125-летнему юбилею со дня рождения поэта было принято постановление правительства об организации музея-усадьбы Н. А. Некрасова в Карабихе.

5 декабря 1946 года: принято постановление Совета Министров СССР «О мероприятиях по увековечиванию памяти Н. А. Некрасова в связи со 125-летием со дня рождения». Ярославскому облисполкому было поручено реставрировать усадьбу "Карабиха" и организовать в ней мемориальный музей Н. А. Некрасова, который стал филиалом краеведческого музея. 1 января 198 года музей-усадьба Н. А. Некрасова был преобразован в Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник Н. А. Некрасова «Карабиха» с филиалами в Абакумцево и Грешнево. Как результат, была произведена реставрация усадьбы, и в ней был организован мемориальный музей Н. А. Некрасова, который стал филиалом краеведческого музея. И сразу же начались работы по ремонту и реставрации усадьбы. Перед сотрудниками музея то и дело возникали трудные, а порой, казалось, вовсе неразрешимые проблемы. При реставрации восточного флигеля, например, возник вопрос, какими обоями были оклеены комнаты Николая Алексеевича в 60-70-е годы прошлого века. Главный хранитель музея Сатеник Ивановна Великанова кропотливо обследовала все стены некрасовских комнат в надежде найти хоть клочок старых обоев, по образцу которого можно было бы заказать новые. Увы, поиски оказались напрасными - ни кусочка обоев ей так и не удалось отыскать. Тогда Великанова стала изучать воспоминания современников, бывавших у Некрасова в Карабихе, просматривать всевозможные старинные фотографии, рисунки, гравюры.

Однажды, перелистывая старый иллюстрированный журнал, она вспомнила, что невестка поэта Наталья Павловна Некрасова подробно описывала эти комнаты в своих воспоминаниях. По ее словам, обои в зале были белые с золотом, в кабинете - серые в зеленую полоску, а в столовой - под дуб. Однако более конкретных данных найти не удалось. Не помогли Великановой изучение и зарисовки картин и интерьеров мемориальных комнат той эпохи, которые она делала в музейных залах. Но вот кто-то подсказал ей обратиться в Управление художественной промышленности, к старейшему знатоку обоев А. П. Маркелову. Он привел Великанову в комнату, где хранилась коллекция альбомов с образцами русских обоев прошлого века, остановилась она на трех образцах. Маркелов справился по книгам и установил, что обои были сделаны на Московской обойной фабрике, некоторые валы сразу после войны были переданы Минской обойной фабрике. Пришлось заказ направить в Москву и Минск. Вскоре московские обои, были получены, а немного позднее поступил и минский заказ. В Карабиху пришло письмо от одного из руководителей обойной фабрики имени Воровского в Минске: «Считаю необходимым сообщить, что отправленные вам обои по багажной квитанции № 625316 изготовлены из сэкономленного сырья и материалов во внеурочное время и поэтому оплате не подлежат, а являются маленьким вкладом нашего коллектива в восстановление музея славного певца земли русской Н. А. Некрасова».

Для открытия музея, нужно было разыскивать и подлинные вещи поэта. Некоторые нашлись сравнительно быстро, других пришлось долго и трудно искать. У местного колхозника была обнаружена висевшая в некрасовском кабинете литография «Свадьба в Малороссии», в областном краеведческом музее - картина «Императрица. Елизавета с арапчонком». Часть мебели, столовое серебро, посуду и фотографии передала музею дочь Федора Алексеевича - Вера Федоровна Андреева-Некрасова и другие родственники поэта.

Однажды директор Карабихского музея А. Ф. Тарасов услыхал от одного из посетителей, будто поэт подарил проживавшему в деревне Макарово охотнику Николаю Андреевичу Осорину два ружья, рог и патронташ. Оказалось много Осориных, а какие из них приходились потомками Николаю Андреевичу Осорину - следовало выяснить. Ружьё несколько раз было перепродано, последний владелец Макеев согласился передать ружье в музей. Взамен ему купили новое, тульское. По определению специалистов, приобретенное музеем ружье выпущено не позже 1860 года. Это двустволка центрального боя бельгийской марки. Рядом с вновь найденным ружьем - французский штуцер с золотой монограммой «Н, Н.» на ложе. На затыльнике ружья надпись: «Любимый мой штуцер, меткими выстрелами из которого не раз на звериных охотах выручал я своих сподвижников и себя. Первоначально принадлежал поэту Н. Некрасову. Мною приобретен в 1878 году. М. В. Андриевский». Андриевский был известным егерем и заведовал царскими охотами. Впервые придя к Некрасову, никто и «... ни за что не, догадался бы, что это квартира литератора и к тому же певца народного горя, - вспоминал критик Скабичевский. - Скорее можно было подумать, что здесь обитает какой-то спортсмен, который весь ушел в охотничий промысел: во всех комнатах стояли огромные шкафы, в которых вместо книг красовались штуцеры и винтовки; на шкафах вы видели чучела птиц и зверей. В приемной же комнате на видном месте между окнами стояла на задних лапах, опираясь на дубину, громадная медведица с двумя медвежатами, и хозяин с гордостью указывал на нее как на трофей одного из своих самых рискованных охотничьих подвигов». [19]

Далеко не все вещи Некрасова, даже найденные, удалось вернуть в Карабиху. Например, две картины с изображением лошадей. Следует обратить внимание на фотографию деда, на которой он снят незадолго до смерти: Федор Алексеевич сидит в кресле-коляске в белой ночной рубашке, тяжелобольной. Справа, на стене, картина с изображением головы рысака в натуральную величину в резной овальной раме. В кабинете находилась и вторая картина, но в объектив фотоаппарата она не попала. Эти картины, по словам Александра Федоровича, были написаны по заказу поэта художником Н. Г. Сверчковым. Александру Федоровичу картины достались после смерти Федора Алексеевича. В начале двадцатых годов Александр Федорович вместе с семьей переехал из Петербурга в Калугу. Часть вещей, в том числе и картины, пришлось продать антиквару. С тех пор и затерялся след некрасовских картин. Лишь сорок с лишним лет спустя случай помог их обнаружить. Елена Александровна показала почтовую открытку, которую ей прислал кто-то из знакомых. На открытке была изображена голова лошади, удивительно напоминающая ту, что рассматривали на фотографии деда. На обороте открытки надпись: «Музеи Всесоюзного научно-исследовательского института коневодства. Москва. Худ. Н. Г. Сверчков. Голова рысака (1865)».

В Карабихский музей Некрасова картины так и не были переданы: они находились в Музее коневодства. Карабиха была восстановлена почти в том же виде, в каком она была при Некрасове. Отремонтировали и реставрировали здания музея и сохранившиеся со времен Некрасова постройки, посадили новые деревья в парке, восстановили ограду и каменные ворота в начале дороги, ведущей от шоссе к музею, вычистили пруды, благоустроили территорию усадьбы, восстановили каскад «Гремиху». Незабываемое впечатление оставляет посещение Карабихи, и особенно флигеля Некрасова, где поэт работал над своими знаменитыми поэмами о декабристах. Посетители сюда приходят с особым чувством личной приобщенности к жизни поэта, ходят медленно, разговаривают шепотом. Да и не мудрено: здесь и конторка с начатой рукописью, и портреты, и безделушки на письменном столе в кабинете Николая Алексеевича, и ружья, висящие на стенке, и книги за стеклами старинных шкафов - создает впечатление, что поэт куда-то вышел на минутку и вот-вот появится.

1 января 1988 года: музей-усадьба Н. А. Некрасова преобразуется в Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник Н. А. Некрасова «Карабиха» с филиалами в Аббакумцево и Грешнево.

6 июля 2002 года в день XXXV Всероссийского Некрасовского праздника поэзии после 10-летней реставрации был открыт Большой дом усадьбы, где посетителей ожидает экспозиция «Не бойся горького забвенья...». [22]

Карабиха относится к числу усадеб дворцового типа, характерного для эпохи классицизма. Ансамбль усадьбы включает жилые и хозяйственные постройки, 2 парка - регулярный и пейзажный, систему прудов с каскадом. Основной архитектурный ансамбль усадьбы состоит из главного дома и двух флигелей, ранее объединявшихся между собой 2-хэтажными галереями.

В Большом доме сохранились планировка и элементы оформления интерьеров, относящихся к концу XVIII - началу XIX вв. Здания флигелей сохранили элементы более раннего периода, например, фрагменты барочных наличников и оконные проемы с полуциркульным завершением в Восточном флигеле, характерные для XVII - начала XVIII вв. Интерес представляет также ансамбль Конного двора, построенный около 1810-ого года с использованием «образцовых» прроектов, изначально представлявший собой симметричную 3-хчастную композицию, состоявшую из центрального здания и двух флигелей - каретников. В начале XX века на месте северного каретника был построен 2-хэтажный жилой дом. Основатель: Анатолий Федорович Тарасов (1919 - 1996)

3 июля 2010 года: в день XLIII Всероссийского Некрасовского праздника поэзии после 14 лет реставрации для посетителей открыл двери мемориальный Восточный флигель усадьбы. [11,C. 108]

В литературном отделе музея экспозиция. В десяти залах разместились полные комплекты и отдельные тома «Современника» и «Отечественных записок» - журналов, издававшихся - Некрасовым, книги поэта на языках народов СССР и переводы его книг, напечатанных за границей. Среди экспонатов прижизненные издания Некрасова, вещи, поступившие от его родных, фотографии того времени.

Экспозиция начинается со второго этажа главного здания. Поднявшись по широкой, с балюстрадой старинной лестнице, входим в небольшой, как бы вводный, зал и останавливаемся перед бюстом поэта работы М. Ф. Чижова; известно, что в Петербурге на Новодевичьем кладбище стоит памятник Некрасову, созданный этим же скульптором. Бюст, находящийся в Карабихе, был отлит в 1906 году на средства жителей Ярославля.

Второй зал, с которого, собственно, и начинает развертываться экспозиция, до перехода усадьбы к Федору Алексеевичу служил Некрасову кабинетом. Ныне здесь все напоминает о некрасовском детстве - фотографии сохранившегося после пожара 1862 года здания грешневской музыкантской, колодец с журавлем, старые липы. Рядом лубок с изображением всадника - героя русско-турецкой войны генерала Лидерса, который однажды заезжал в Грешнево. Отец поэта очень гордился [7] этим знакомством и всегда с удовольствием вспоминал о его приезде.

Любопытный документ - страничка из ревизских сказок на крепостных Алексея Сергеевича. Под № 5 числится некий Степан Федоров. В графе «откуда прибыл» написано: «Достался мне по наследству от умершего брата Дмитрия». [11] А теперь заглянем в графу «возраст»: «Умер в 1821 году». Следовательно, досталась Алексею Сергеевичу не вычеркнутая из ревизской сказки «мертвая душа», одна из тех, которых с таким упорством искал гоголевский Чичиков. Если бы он заехал к Некрасова - отцу, то, наверное, смог бы у него купить до двух десятков «мертвых душ»: одиннадцать у него было своих, а девять досталось в наследство от брата.

Игры-потехи, забавы-утехи. Оказываются дополнительные услуги: функционируют кафе, бар.

Образовательные услуги: цикл занятий «Здравствуй, музей!» для учащихся 3-4 классов общеобразовательных школ, занятия проводятся на базе фондов музея. Цикл «Праздники радости» для учащихся младших классов общеобразовательных школ и воспитанников подготовительных групп детских дошкольных учреждений. Выездные музейно-образовательные занятия.

Цикл лекций «Жизнь и творчество Н. А. Некрасова». Цикл лекций «Литературная жизнь Ярославского края» для учащихся 7-11 классов. Туристические маршруты: Сергиев Посад - Владимир; Карабиха - Ростов Великий; «Золотое кольцо».

Местные достопримечательности: Ярославский государственный историко-архитектурный музей-заповедник; Ярославский художественный музей ; Лысая гора; «Ростовский Кремль».

«Музей Деда Мазая». ГЛММЗ Н. А. Некрасова «Карабиха»; «Игры-потехи, забавы-утехи». ГЛММЗ Н. А. Некрасова «Карабиха», постоянный участник «Интермузея» (г. Москва).

В Грешневе Некрасовым написаны «Коробейники» и «Крестьянские дети». При Некрасовых это была одноэтажная каменная постройка, сооруженная в середине XIX веке. В 1870-х здесь размещался трактир «Раздолье», Титов надстроил второй деревянный этаж.

В таком виде здание дошло до сегодняшнего дня. До 2001 года в здании была расположена экспозиция музея, рассказывающая о ярославском имении Некрасовых. От грешневской усадьбы Некрасовых сохранилось только одно здание - «музыкантская», в котором по преданию проживали крепостные музыканты.

Неподалеку от «музыкантской» был участок старого Ярославско-Костромского лугового тракта, усадебный пруд, липовые аллеи и кедр, посаженные во второй половине XIX века.

Село Аббакумцево, где находится могила матери поэта. Поэтическое описание абакумцевского пруда дано Некрасовым в начале второй главы поэмы «Кому на Руси жить хорошо «:


Крестьяне пробираются,
Гуторят меж собой…
Прошли село, увидели
В зеленой раме зеркало:

Об Абакумцеве Некрасов говорит и в «Рыцаре на час», одном из самых замечательных стихотворений, посвященных женщине-матери. Елена Андреевна оказала огромное влияние на сына, который вспоминал о ней в своих стихах до последних дней жизни. Самое святое, что было в жизни Некрасова - это, конечно, мать.

Недаром в его произведениях слова «Родина», «мать», «муза» зачастую однозначны. Некрасов расстался с матерью шестнадцатилетним юношей. Он уехал в Петербург и побывал в родительском доме только через 4 года.

В Грешнево Николай Алексеевич вернулся в начале августа 1841 года, но не застал мать в живых. Елена Андреевна умерла внезапно.

У той плиты, где ты лежишь, родная,

Что мог еше увидеться с тобой,
И опоздал!..

Здесь находится церковь с куполами церкви Петра и Павла. Небольшой участок дороги, ответвляющийся от основного тракта в сторону Аббакумцева, называют в народе лощенковским. Он был проложен в 1978 году - в год 150-летия со дня рождения Некрасова - по инициативе секретаря обкома партии Федора Ивановича Лощенкова. Под сенью столетних лип разрушается единственное сохранившееся со времен Некрасова здание - музыкантская.

Ярославцы к восьмидесятилетию со дня кончины поэта ему поставили памятник. Он возвышается на берегу Волги, в начале Первомайского бульвара. Место для памятника выбрано очень удачно. На высоком постаменте, как живой, стоит Николай Алексеевич и смотрит на любимую им Волгу. А внизу, за чугунной оградой набережной, под крутым берегом плывут по матушке-Волге не деревянные баржи и колесные пароходики, а белоснежные трехпалубные теплоходы. Вдали, на левом берегу реки, тонут в зелени домики бывшей Тверицкой слободы.

Сергеевича Некрасова, подъехал к старому, потемневшему от времени дому.

«Горе старого Наума». Вниз по Волге - крахмало-паточные заводы, затапливаемая в весеннее половодье Костромская низина, Кострома, Ипатьевский монастырь - величественный памятник древней архитектуры... Поэт писал, что экипаж остановился, взяли его на руки и внесли в комнату, в которой был наполовину разобран пол и виднелись земля и поперечины. В следующей комнате он увидел двух старушек, сидевших перед нагоревшей свечой друг против друга за небольшим столом: они вязали чулки, и обе были в очках. Из документа, который называется «Указ об отставке майора А. С. Некрасова», узнаем, что 10 марта 1807 года отец поэта поступил на службу унтер-офицером в Тамбовский пехотный полк, а «... 1823 года января в 16-й день по высочайшему его императорского величества приказу, за болезнью, уволен от службы майором и с мундиром». В усадьбе, по словам Некрасова, всего замечательнее был старый обширный сад, окруженный густыми липами. В поэме «Мать», над которой поэт работал в конце жизни, дается его описание:

Охвачен вдруг дремотою и ленью,
В полдневный зной вошел я в старый сад;
В нем семь ключей сверкают и гремят.

Вершины лип таинственно шумят.
Я их люблю: под их зеленой сенью,
Тиха, как ночь, и легкая, как тень,
Ты, мать моя, бродила каждый день.

В глубине сада, позади дома, располагались хозяйственные постройки: кухня, баня, людская, а в самом дальнем углу стоял флигель с кирпичным первым и деревянным вторым этажами, В нем жили крепостные музыканты Алексея Сергеевича. Дом этот, называемый «музыкантской», сохранился до нашего времени. Неподалеку от него, на опушке Качалова леска, была псарня. Отец поэта держал большое количество охотничьих собак; были у него и крепостные охотники.

Со времен Некрасова в Грешневе сохранились музыкантская, построенная в начале прошлого века, старый колодец с журавлем. Здание музыкантской капитально было отремонтировано и восстановлено в прежнем виде; в нем был создан филиал музея с экспозицией, посвященной детству Некрасова. К юбилею Николая Алексеевича (150-летию со дня рождения) грешневские школьники получили замечательный подарок - новую двухэтажную каменную школу. В школе светлые большие классные комнаты, великолепные кабинеты, просторный кинозал.

В Абакумцеве был семейный склеп Некрасовых, и белый мраморный памятник на могиле Елены Андреевны, и деревца, посаженные учащимися советской Абакумцевской школы. Сейчас они превратились в тенистую аллею, идущую по берегу пруда; в ней прохладно даже в летний зной.

Как и при Некрасове, стоит двухэтажное, обшитое тесом здание школы. Рядом с ней среди густой зелени - небольшой аккуратный домик. В нем жила заслуженная учительница, ныне покойная, Надежда Сергеевна Филагриевская, свыше сорока лет отдавшая школе. При входе в школу, особый запах, свойственным только очень старым деревянным домам. В большом классе с изразцовой печью и новенькими партами светло и уютно. В простенке между окнам» - бронзовый бюст Некрасова. В окна заглядывали ветви сирени. Школе, построенной Некрасовым для крестьянских детей, больше 120 лет.

Некрасовское и Красный Профинтерн

Многое было восстановлено и приведено в порядок в некрасовских местах в СССР. Ехали из Ярославля на автобусе до села Большие Соли (Некрасовское), затем на пароме плыли через Волгу и дальше добирались через поля пешком. Был с восстановлен старый низовый тракт, ныне шоссе Ярославль - Красный Профинтерн, и доехать от Ярославля до Грешнева было возможно за 30 - 40 минут.

Бюст поэта заслуженно установлен на главной площади поселка Некрасовское. В Некрасовском сохранились не все церкви, а те, что сохранились, не в самом лучшем состоянии. В 3-х километрах от Некрасовского, на берегу Волги, расположен Николо-Бабаевский монастырь. Его любил посещать Некрасов:

Кругом все та же даль и ширь,

На острове среди песков.
И даже трепет прежних дней

Заслыша звон колоколов.

Расположен на левом берегу реки Волги. Паромная переправа функционирует, в зависимости от финансирования Администрации Некрасовского района. В 36 км к северо-востоку от Ярославля. Ранее (до 2005 года) - конечный пункт на железнодорожной ветке от линии Ярославль -Данилов (разобрана в связи с убыточностью), ныне до ближайшей железнодорожной станции 33 км.

Население по данным 2010 г. составляет 1256 человек.

Основание населённого пункта связывают с открытием здесь в 1862 г. <#"justify">Деревянный храм из Спаса увезли, но колокольня осталась. Возносясь из-за дамбы, высокая колокольня стала как бы вехой, отмечающей место, где стоял храм и где на приходском кладбище был похоронен дедушка Мазай. Большинство селений затопленной зоны не скрылись целиком под водой: от Вежей, Ведёрок, Куникова и Мискова остались небольшие острова или полуострова. В Мискове и Жарках осталось несколько больших каменных домов. В Жарках уцелел храм, пятиглавое здание которого доныне как маяк возвышается над просторами «моря». В зону затопления не попала Шода - граница водохранилища прошла от неё примерно в 5 километрах.

Список литературы

"Лия", 1996, 63 с.

Зонтиков Н. А. Некрасов и Костромской край. Страницы истории / Н. А. Зонтиков. - Кострома. ДиАр. - 2008. - 383 с.

Зонтиков Н. А. Храмы Костромского района; каталога "Памятники архитектуры Костромской области",выпуск 2,стр. 83-84

Некрасовский музей-заповедник; Ред. -сост. Н. Н. Пайков, В. А. Паршина. - Ярославль, 1990.

Двадцать шестая Некрасовская конференция (к 170-летию со дня рождения): Тезисы докладов / Ин-т рус. литературы (Пушкинский дом) АН СССР; Гос. лит. -мемор. музей-заповедник Н. А. Некрасова; ЯГПИ им. К. Д. Ушинского; Яросл. Отд. Сов. Фонда культуры. - Ярославль, 1991. 6. Карабиха: историко-литературный сборник/ Сост. Б. В. Мельгунов, ГЛММЗ НА. Некрасова Карабиха. - Ярославль: Верх. -Волж. кн. изд-во, 1991, Вып. 1, 224 с.

Карабиха: историко-литературный сборник / Сост. Б. В. Мельгунов; ГЛММЗ Н. А. Некрасова Карабиха. - Ярославль, 1993, Вып. 2, 355 с. Карабиха: историко-литературный сборник / Сост. Б. В. Мельгунов; ГЛММЗ 9. Карабиха: Историко-литературный сборник. Вып. 5 / ГЛММЗ Н. А. Некрасова Карабиха. Ярославль: Александр Рутман, 2006

Коллекция усадебных фотографий (1860-1940-х гг.) в собрании музея

Н. А. Некрасов Карабиха. - Ярославль: ТОО Лия, 1997, Вып. 3, 368 с. 11. Некрасов Н. К. О Волга!.. Колыбель моя! / Н. К. Некрасов. -Ярославль Верх. -Волж. кн. изд-во 1991-148 с.

Н. А. Некрасов: каталог / Сост. Е. А. Кокорина; ГЛММЗ Н. А. Некрасова Карабиха. - Рыбинск: Рыбинское подворье, 1997, 100 с. 13. Музеи Верхней Волги: Проблемы исследования, публикации / Гл. ред. Д. Ф. Полознев; ГЛММЗ Н. А. Некрасова Карабиха. - Ярославль: ТОО Лия. 1997, 328 с.

"Карабиха". - Рыбинск: Рыбинское подворье, 1999, 58 с.

Н. А. Некрасов в контексте русской культуры: Тезисы докладов / Отв. ред Н. Н. Пайков, Е. В. Яновская; ГЛММЗ Н. А. Некрасова "Карабиха". - Ярославль, 1999, 76 с. 16. Русская усадьба XVIII - начала XX в.: Проблемы исследования, реставрации и музеефикации. Семиотика пространства: Тезисы докладов / М. Д. Данилова, И. А. Пономарёва; ГЛММЗ Н. А. Некрасова "Карабиха". - Ярославль, 2000, 52 с.

Некрасов Н. А. в контексте русской культуры: Тезисы докладов / Ред. кол. Н. Н. Пайков, М. Д. Данилова, Е. В. Яновская;

ГЛММЗ Н. А. Некрасова Карабиха. - Ярославль, 2001, 46 с. с. 19. Русская усадьба XVIII - начала ХХ вв. Проблемы изучения, реставрации и музеефикации: Материалы научной конференции / Ред. -сост. Е. В. Яновская; ГЛММЗ Н. А. Некрасова Карабиха. Ярославль: Александр Рутман, 2004. 68 с.

Тарасов А. Ф. Некрасов в Карабихе. 3-е изд., доп. - Ярославль: Верх. -Волж. кн. изд-во, 1989.

Солнышков К. Е. [Воспоминания о Н. А. Некрасове]. (В излож. П. Путиловой). Н. А. Некрасов в воспоминаниях современников. М, 1971, с. 407-409.

О творчестве Н. А. Некрасова / Розанова Л. А. - М.,1988

Усадебные библиотеки - история и современность: (русская усадьба XVII-начала XIX вв.: Проблемы изучения, реставрации и музеефикации): материалы научной конференции / ГЛММЗ Н. А. Некрасова Карабиха, Яросл. обл. науч. б-ка им. Н. А. Некрасова; Е. В. Яновская, Д. Ф. Полознев. - Ярославль: Александр Рутман, 2002, 76 с.

Яковлев В. И. Гнездо отцов: (поместья и судебные процессы дворян Некрасовых в второй половине 1830-х - начале 1860-х гг.). - Ярославль, 1996, 194с.