Чубукова Е.В, Мокина Н.В.: Русская поэзия XIX века
Денис Васильевич Давыдов.
Начало литературного пути Давыдова. Сатира

Начало литературного пути Давыдова. Сатира

Что сделало Дениса Давыдова ярким поэтом, оказавшим сильное влияние на самого Пушкина? Характерно, что ни у кого из родственников Давыдова не было даже попыток к стихотворству. А. П. Ермолов, оставивший интересные воспоминания и письма, полные остроумных и, порою, язвительных замечаний, по его словам, «никогда не мог подобрать ни одной рифмы и ни с одним стихом не сумел сладить». А. М. Каховский, «столь замечательный по своему необыкновенному уму» (Д. Давыдов), заставил юного кузена обратиться прежде всего к военным книгам.

Образование Д. Давыдова мало чем отличалось от воспитания молодежи того времени – французский язык, псалтырь, танцы… Поэтому нет ничего удивительного, что у юного Давыдова тоже не было никакой тяги к писанию стихов. Первый его поэтический опыт (конец XVIII в.) явился результатом честолюбия: увидев знакомые имена под некоторыми произведениями в альманахе Карамзина «Аониды», он решает испытать свои силы, и из под его пера появляется стихотворение, не только страдающее полным отсутствием знакомства со стихотворной техникой, но и лишенное малейшей искры таланта. И если бы сам Давыдов не признал свое авторство, стихотворение это, появись оно на страницах журналов того времени, считалось бы до сих пор анонимным:

Пастушка Лиза, потеряв
Вчера свою овечку,
Грустила и эху говорила
Свою печаль, что эхо повторило:
«О, милая овечка! Когда я думала, что ты меня
Завсегда будешь любить,
Увы, по моему сердцу судя,
Я не думала, что другу можно изменить!»

Поэтическое чувство пробудилось в душе Давыдова вместе с гневом сатирика. Служба в Кавалергардском полку, столичная жизнь, общество золотой молодежи петербургской, общение с А. М. Каховским, который «пристрастил» его в военным книгам, политическая жизнь того времени не могли не сказаться на появлении сатирических произведений Д. Давыдова «Река и зеркало» (1803), «Голова и ноги» (1803), «Сон» (1803), «Орлица, турухтан и тетерев» (1804). В последний притче отразились как политические воззрения самого Давыдова, так и взгляды той социальной среды, того круга, к которому он принадлежал. Семья Дениса Давыдова, как и ее ближайшие родственники (Ермолов, Раевские), отличились на поле брани и на гражданской службе во время царствования Екатерины II («орлицы»). «Милости» Павла I не замедлили сказаться на семье Давыдовых сразу же после его воцарения. Бригадир В. Д. Давыдов за беспорядки в полку был исключен из военной службы; двоюродные братья Давыдова (Ермолов и Каховский) за «противозаконную» деятельность смоленского кружка были подвергнуты репрессиям. Поэтому Д. Давыдов ощущал себя и свою семью, оказавшуюся в тяжелом материальном положении, жертвами тирании Павла («турухтана», «кровопийцы»). Преклонение перед «суворовским» духом соединяется в восприятии Давыдова с ненавистью к «пруссачеству», к штагистике, насаждавшимися в войсках Павлом и Александром. «Глухая тварь», «разиня бестолковый», «глухарь безумный», «скупяга из скупяг» – так клеймит Давыдов молодого Александра:

Ошиблись бедны птицы!
Глухарь безумный их –
Скупяга из скупых,
Не царствует – корпит над скопленной добычью…
… 
Любимцы ж царство разоряют,
Невинность гнут в дугу, срамцов обогащают…

Ведь выбор без ума урок вам дал таков:
Не выбирать в цари ни злых, ни добрых петухов.

Басня «Голова и ноги» относится к тем «вольнолюбивым» стихотворениям, «дышащим свободою», которые способствовали развитию либеральных понятий (так вспоминали декабристы). Сюжет басни прост: диалог «Головы» (царя, характерно это подчеркивание: «Когда природой нам дано повелевать) и «Ног» (т. е. подданных), которые обращаются к «Голове» с недвусмысленным предостережением:

А прихоти твои нельзя нам исполнять;

Коли ты имеешь право управлять,
То мы имеем право спотыкаться,
И можем иногда, споткнувшись, – как же быть,
Твое Величество об камень расшибить.

Но должно – тс! – молчать: дурак – кто все болтает.

Стихотворения «Орлица, турухтан и тетерев», «Сон», Голова и ноги» – это сатира политическая, восходящая к традициям XVIII века, разящая не только представителей тогдашней правящей верхушки и осмеивающая их пороки, но и направленная против царствующей особы.

«либеральным» временам: высылка в белорусский полк.

Раздел сайта: