Чубукова Е.В, Мокина Н.В.: Русская поэзия XIX века
Антон Антонович Дельвиг.
Образ поэта в лирике Дельвига

Образ поэта в лирике Дельвига

По Дельвигу, истинного поэта отличает независимость. И образ поэта, созданный Дельвигом, созвучен тому представлению о поэте, которое утвердилось в декабристской поэзии. Если бы еще в колыбели звук цепей его усыпил, «возвышенное стремление» все равно пробудило бы в нем негодование против «порока». А для поэтов 1820-х гг. «порок» и «угнетение» – синонимы. В стихотворении с программным названием «Поэт» (1820) Дельвиг утверждает мысль о независимости поэта – не только от общества, но и от неба. И именно независимость поэта и его презренье к пороку наделяет его властью над слепой судьбой – Роком:

... Пред небом тщетными мольбами
Я не унижуся, нет, нет!
В самом себе блажен поэт.
...
И тут бы грозное презренье
Пороку грянуло в ответ,
И выше б Рока был Поэт.

Поэт – в сонете 1823 г. «Вдохновение» – гонимый от людей, блуждающий под небесами, одинок, но обладает внутренней силой, и силу ему дает талант. Талант поможет поэту пережить свое время:


Он ставит честь превыше всех частей,
Он клевете льстит славою своей
И делится бессмертием с богами.

Даже при беглом знакомстве с сонетом можно заметить языковую особенность: лексическое и фразеологическое обозначение поэта. И то, и другое – явные архаизмы. Первое – пиит – лексико-фонетический архаизм, второе – любимец муз – традиционно-поэтическая перифраза. Эпитет к слову пиит невольно привлекает внимание. Поэт у Дельвига – восторженный. «Здесь это – «исполненный вдохновения», ибо слово восторг в качестве ведущих значений прежде имело те же значения, что и существительное вдохновение, – «воспарение духа», «высшее проявление творческих сил», «творческий подъем, ниспосланный свыше» и даже «Ясновидение», по наблюдению Н. М. Шанского, отметившего, что слова «вдохновенье» и «вдохновенный» пришли из старославянского языка и уже тогда имели «религиозное значение».

– честей). И эти же слова – явные омонимы. «Честь» – внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть; «честь» – внешнее доказательство отличия, почет, почесть, почтенье, чествование, признание чьего-то превосходства, – пишет в своем словаре В. И. Даль и приводит интересную пословицу: «Честей много, а честь одна», которая, несомненно, близка пафосу дельвиговского сонета.

«Вдохновение» – поэтическая декларация Дельвига. Настоящий поэт, по мнению автора, – одинок, обречен на одиночество в обществе. Лишь душевное горение и поэтическое вдохновение могут поставить его над толпой. Сила же его таланта способна дать ему бессмертие.

Раздел сайта: