Чубукова Е.В, Мокина Н.В.: Русская поэзия XIX века
Антон Антонович Дельвиг.
Песни и романсы в лирике Дельвига. Вопросы о жизни и творчестве А. А. Дельвига

Песни и романсы в лирике Дельвига

В 1820-х гг. Дельвиг продолжает работать над такими жанрами, как русская песнь и романс. Можно вспомнить, что еще на лицейской скамье ученики коллективно сочиняли «народные» или «национальные» песни. В песни Дельвига проникает новая для него тональность: задушевность, нежность, глубокая тоска и печаль. «Тоска-кручина», «горючие слезы», «черное горе», «лютая доля» – эти обороты буквально пронизывают все его «народные песни»:

Пела, пела пташечка
И затихла.
Знало сердце радости
И забыло(...)
На море валы шумят,
А не вьюги,
В лесе звери лютые,
Да не люди!

«Русская песня», 1824

В песнях возникает новый для лирики Дельвига образ добра молодца, утратившего былую волю и удаль, – этот образ привлекал и декабристов:

Голова моя, головушка,
Голова ли молодецкая,
Что болишь ты, что ты клонишься
Ко груди, к плечу могучему?
Ты не то была, удалая,

Что ж теперь ты думу думаешь,
Думу крепкую, тяжелую?

Песни Дельвига – выражение народных чувствований, стремления создать что-то личное, но близкое народному творчеству. Они были столь популярны, что на них написали музыку М. Глинка, А. Алябьев, А. Рубинштейн. Песни Дельвига в определенной степени подготовили песни Кольцова. Его «Соловья» (с колоратурными украшениями) пела в 1830 г. на Петербургской сцене Генриетта Зонтаг, исполняли и другие приезжавшие в Россию знаменитости.

Интересно, что и в романсы Дельвига проникают элегические мотивы, например, в стихотворение 1823 г. «Романс»:

... Не возвратите счастья мне,
Хоть дышит в вас оно!
С ним в промелькнувшей стороне
Простился я давно.

Поэт скорбит о счастливом прошлом, об ушедшей любви, песнях прошлых дней, о юности – времени надежд. Дельвигу всего двадцать пять лет, но в его лирике отчетливо звучит мотив разочарования в жизни. Поэт сознает: беззаботная жизнь души – в прошлом, в нынешней жизни – душа спит:

Не нарушайте ж, я молю,
Вы сна души моей...

«Сон души» – рождает противоречие. «С одной стороны, – отмечает исследователь поэзии Дельвига Е. А. Фролова, – это уход от реальной жизни в мир фантазий и грез. С другой – это успокоение, состояние равновесия, гармонии внутреннего мира и внешнего. И автор боится новых жизненных катаклизмов, новых побед и потерь, поэтому и слово люблю для него страшное». Поэт жалеет о прошлом, разочарован в настоящем, молит о будущем. И его личные переживания переплетаются с размышлениями о неуклонном течении времени.

Поэзия Дельвига носит камерный характер и связана с теми жанрами, которые привлекали определенную часть русских поэтов 1820-х гг., – сонет, песня, идиллия, дружеское послание. Дельвиг так и не написал поэмы «мрачной, богатырской, сильной», «в духе Байрона», как советовал ему А. С. Пушкин.

В лирике Дельвига нет отклика на крупнейшее политическое событие 1820-х гг. в общественной жизни России – восстание декабристов, хотя Дельвиг дружил со многими из них, был очевидцем событий 14 декабря 1825 г. и гражданской казни декабристов 13 июля 1826 года. Он выражал свою гражданскую позицию, свою любовь к отечеству в той поэтической манере, которая была близка его творчеству, его душе, его характеру. Так, в стихотворении «Снова, други, в братский круг» (1826) он вспоминает своих товарищей по Лицею – Пущина и Кюхельбекера, отбывающих ссылку:

Но на время омрачим
Мы веселье наше, братья,
Что мы двух друзей не зрим
И не жмем в свои объятья.
Нет их с нами, но в сей час

Верьте. Внятен им наш глас,
Он проникнет в твердый камень.
Выпьем, други, в память их!

Дельвиг был стоек в своих убеждениях, верен своим принципам. Он навещает опального Пушкина в Михайловском. На страницах «Литературной газеты» (для которой им были написаны 74 статьи и рецензии) как поэт и критик дает отпор официозной журналистике, старается опубликовать тех писателей, кто не мог по разным причинам публиковаться под своим именем в других литературных изданиях того времени.

«Он не был оценен при раннем появлении на кратком своем поприще; он все еще не оценен и теперь, когда покоится в своей безвременной могиле», – с горечью писал Пушкин о своем товарище.

Но в то же время современники Дельвига глубоко надеялись на то, что светлая муза Дельвига найдет отклик в человеческом сердце. «Потомству оставил он свои песни, светлые создания своей благородной души, они не умрут дотоле, пока не умрет поэзия для сердца человеческого», – писал хорошо знавший Дельвига Н. М. Коншин.

Вопросы о жизни и творчестве А. А. Дельвига

1. Назовите самых популярных лицейских поэтов. Был ли среди них Антон Дельвиг?

2. Когда появилось в печати его первое стихотворение, в каком журнале?

3. Удалось ли поэту при жизни издать свои стихотворения?

4. Какие издания редактировал Дельвиг?

5. Какие поэтические жанры привлекали Дельвига?

6. Какой стихотворный размер особенно привлекал Дельвига-лицеиста?

8. Что общего у Пушкина и Дельвига как издателей?

Литература

1. Фридман Н. В. Поэзия Дельвига // Литература в школе. – 1973. №4.

2. Шанский Н. М. Вдохновенный язык «Вдохновения» А. А. Дельвига// Русский язык в школе. 1973. №5.

4. Фролова Е. А. «Внимая звуку струн твоих...» // Русский язык в школе. 1998. №3.

Раздел сайта: