Анализ стихотворения «Хуторок»
Человеческая жизнь – ее темные и светлые стороны, весь внутренний мир простого обыкновенного человека: желание любви, жажда вольной жизни, бунт оскорбленного достоинства – показана Кольцовым очень широко. «В целом это эпическая картина, и судьбы людей подчиняются тем же законам, что и судьбы людей в эпосе. «Судьба царит в эпосе», – говорил Гегель. Такая судьба господствует в песнях Кольцова».
Во всей своей полноте талант Кольцова проявился в его лирических песнях, проза ему никак не давалась, она, по его собственным словам, «с ним еще при рождении разошлась самым неблагородным образом». Когда в его родной Воронеж приехал на гастроли известный трагический актер П. С. Мочалов, Кольцов, восхищавшийся его игрой, не решился даже написать маленькую заметку о представлении.
Песни Кольцова – по преимуществу песни синтетические; эпическое, лирическое и драматическое связаны в песнях Кольцова, а некоторые стихотворения вообще носят страстно-драматический характер. К таким произведениям относится «Хуторок» (1839). Сам автор называл его «русской балладой». Отразилось в «Хуторке» и желание Кольцова написать оперу из русской жизни – «сделать оперу не такую, чтобы можно поставить на сцене, а по крайней мере, чтобы можно было прочесть». В письме к Белинскому» (12 октября 1839 г.) он писал: «... Иногда прочтешь «Хуторок», покажется, а иногда и разорвать хочется. Есть вещи в свете, милые сердцу, и есть ни то ни се; так и везде. Конечно, драма везде, где человек...»
Взят за основу реальный факт – кровавая расправа, учиненная лесником в доме молодой вдовы, где он застал богатого купца и рыбака. Участники разыгравшейся трагедии и становятся героями «Хуторка», только исчез молодой лесник – Кольцов создает более емкий образ – «удалой молодец». Все стихотворение держится на двух стержнях: это лихая, разудалая песня, где раз взятый ритм выдерживается на протяжении всей баллады (постоянна мужская рифма – ударение только на последний слог). И эта непрерывно звучащая песня близка всем участникам драматических событий:
Петь мы песни давай!
И пошел с рыбаком
Купец песни играть...
И начало, и конец «Хуторка»:
... соловей
Громко песни поет.
Удалую песню сопровождает и разудалое веселье, этот безудержный разгул:
И рыбак:
Погулять, ночевать,
И купец:
За столом с рыбаком
Уж гуляет купец...
А под случай попал –
И молодая вдова:
Завтра ж, друг мой, с тобой
Гулять рада весь день.
«ночь-полуночь», а завтра хоть трава не расти) как бы предвестник трагических событий.
«рыболов мой, душа», «милый купчик – душа», – так обращается к ним героиня) «удалой молодец» – лицо без речей. В самом тексте с ним связаны 10 строк:
В эту ночь-полуночь
Удалой молодец
Хотел быть, навестить
Молодую вдову...
А в окошко глядит
Удалой молодец.
Как и все герои Кольцова, он не знает предела своим чувствам. Чувство, владеющее им, переполняющее его, – сильнее самого героя:
Не стерпел удалой,
И – как глазом моргнуть –
Растворилась изба...
Это вроде бы конец:
И с тех пор в хуторке
Лишь один соловей
Громко песни поет.
И если бы не реальные трагические события, читатели так бы ничего больше не узнали: описания самой гибели (а тем более убийства) закон жанра баллады не позволял. Баллада – это нечто таинственное и мистическое (такой она была в творчестве В. А. Жуковского). Сам хутор окружила тайна. Но ясно было с самого начала: спрятавшийся в глухом месте хуторок («под горой, за рекой») уже сам по себе таил возможности драмы.
Прекрасен поэтический язык стихотворения, удивительна мелодика стиха: это и внутренняя рифма («хотел быть, навестить», «обнимать, целовать»), повторяющаяся аллитерация: («СредСтВо еСть у меня // СлоВо дВа – зажиВет // ВСя голоВка тВоя», «Для Гостей ДороГих стол Готовит...» – а внутри этой строки звуковой повтор – гоСТей – СТол), это и оригинальные поговорки, смело включенные поэтом в стихотворение («Ваше дело поймать//Наше дело купить»). А слова купца – чем не житейская мудрость опытного человека:
– не горюй,
Дело есть – работай;
А под случай попал –