Чубукова Е.В, Мокина Н.В.: Русская поэзия XIX века
Алексей Васильевич Кольцов.
Анализ стихотворения "Не шуми ты, рожь... "

Анализ стихотворения «Не шуми ты, рожь...»

Личная драма поэта – как бы крупица всенародного горя. Кольцов редко пишет о счастливой любви. Любовь его героев, как правило, несчастная; не случайны и сетования на «судьбу злую», «судьбу мачеху», «горькую долю» («или доля моя сиротой родилась?»). Печальна любовь молодой девушки («Люди добрые, скажите», «Кольцо», «Молодая жница»), несчастной молодой женщины, насильно выданной замуж («Ах, зачем меня силой выдали...»). Им судьба не приносит ни радости, ни даже малейшей надежды. Горюет о своей любви и добрый молодец («Терем», «Песня», «Ты не пой, соловей»). В 1834 г. Кольцов пишет «Не шуми ты, рожь» – в эту песню, Кольцов, по его собственным словам «всю душу свою вылил».

Не шуми ты, рожь,
Спелым колосом!
Ты не пой, косарь,
Про широку степь!
...
Прочил молодец,
Прочил доброе,
Не своей душе –
Душе-девице.

Сладко было мне
Глядеть в очи ей,
В очи, полные
Полюбовных дум!

И те ясные
Очи стухнули,
Спит могильным сном
Красна девица!

Тяжелей горы
Темней полночи
Легла на сердце
Дума черная!

«очи ясные», «красна девица», «дума черная»), простота выражения, верность жизненной правде, психологии крестьянина, связанного самой жизнью с землей и трудом – даже в тягчайшие минуты герой говорит:

Не шуми ты, рожь...
Мне не для чего
Собирать добро,
Мне не для чего

все отличает это стихотворение.

На переживания самого поэта тут как будто нет ни намека, но мы чувствуем его грусть и тоску о той, кого любил («Спит могильным сном красна-девица»). «Проклятая судьба! До чего ты не доведешь человека?!» – вырвется у Кольцова выстраданное (и чем это не поэтическая строка?) – в письме к Жуковскому (2 мая 1838 г.).

«носил в себе все элементы русского духа, особенно страшную силу в страдании и наслаждении, способность бешено предаваться и печали, и веселию и вместо того, чтобы падать под бременем отчаяния, способность находить в нем какое-то буйное, удалое, размашистое упоение...» (VIII, С. 112).

Раздел сайта: