Чубукова Е.В, Мокина Н.В.: Русская поэзия XIX века
Алексей Васильевич Кольцов.
Поэтический язык Кольцова. Вопросы о творчестве А. В. Кольцова

Поэтический язык Кольцова

Богат и образен язык Кольцова. В его «Песнях» много общего и с поэтикой этого жанра, и с лучшими песнями его предшественников – Ю. А. Нелединского-Мелецкого, А. Ф. Мерзлякова, Ф. Глинки, А. Дельвига. Как и они, Кольцов использует традиционные темы (красота родной природы, несчастная любовь, прославление доблести русского человека). Художественные особенности творчества Кольцова тесно связаны со стилем руской поэзии 1810–1820-х гг.: это и традиционные обороты («венок терновый», «томный взор», «утрата роковая», «улыбка страстная») и перифразы («филомелы глас», «зефир колышет рощами лениво»).

Близость к фольклору, который он изучал, записывая народные песни, пословицы и поговорки, – все это также нашло отражение в поэтическом словаре Кольцова. «Сине море», «красна девица», «дуга-радуга», «чаша полная», «слезы горькие» («горючие»), «ветры буйные», «заря красная» – постоянные эпитеты в его стихотворениях.

Но Кольцов и сам создает собственные эпитеты и они кажутся как бы взятыми из народной поэзии:

Бури страшные, громовые,
Удалой души не радуют.

«Тоска по воле», 1839

Всегда водяна и докучна
Глупца пустая болтовня.

«Осень», 1828

А вот оригинальная перифраза «червонной пыли мне не надо» (и это о деньгах!) «Послание В. Г. О», 1829.

А как поэтичны и оригинальны сравнения Кольцова:

Соловьем залетным
Юность пролетела,
Волной в непогоду
Радость прошумела.

«Горькая доля», 1837

и противопоставления:

Тот богатый, я без хаты –
Целый мир мои палаты!

«Терем», 1829

Стихи Кольцова – настоящая народная речь:

Не родись богатым,
А родись кудрявым:
По щучьему веленью

«Первая песня Лихача Кудрявича», 1837

Восхищаясь народной поэзией, Кольцов ей не подражал, но развивал и обогащал. Его песни – не стилизация, а оригинальные произведения. Верно замечено, что только песни, созданные самим народом, могут сравниться с песнями Кольцова в богатстве языка и образов.

Кольцов по-своему перерабатывает народные пословицы и поговорки, он удивительно свободно обращается с ними, и под его пером они приобретают новое звучание:

Разойдусь с бедою –
С горем повстречаюсь.

«Горькая доля», 1837

Век прожить – не поле
Пройти за сохою
...
В золотое время
Хмелем кудри вьются;
С горести-печали
Русые секутся.

«Вторая песня Лихача Кудрявича», 1837

Все постоянно – лишь за морем,
И потому, что нас там нет.

«Утешение», 1830

Без сорочки я
Родился на свет!

«Косарь», 1836

Я б головушку
Понес на сечу.

«Песня», 1830

Сорвали улыбку –
Сиянье души.

«Умолкший поэт», 1836

... Конь мой удалой
Споткнулся не раз?
Иль заяц трусливый
Мой путь перебег?

«На отъезд Д. А. Кашкина...», 1829

Слова и выражения живой разговорной речи играют большую роль в стихотворениях Кольцова (непогодь, копейкой не нуждалась, гуторить, людями, сердечко запрядало, от ворот поворот, мал мала меньше, мыкать горе, недоброхотливые люди, подглядливые очи).

Народный оборот – «вольная воля» – и мы уже не замечаем, что это тавтология. Кольцов создает собственные оригинальные обороты (он часто прибегает и к повторам и не боится тавтологии): «Без талана – где таланится», «к счастью – счастия лишись», «горьким горем слез», «так нежно и нежной».

А вот своебразная рифмовка:

Твой жгучий, страстный поцелуй! –
Приди же вновь, страдальца поцелуй!

«Мой друг, мой ангел милый...», 1831

Один из любимых поэтических приемов Кольцова – синонимический или антонимический повтор («залюбуюсь, загляжусь»; «обойми, приголубь, поцелуй, приласкай»; «расступись, разойдись»).

– «пораскинулась, понадвинулась»), подчеркивая, что русский язык необыкновенно богат для выражений явлений природы.

***

Кольцов ввел в поэзию нового героя – русского крестьянина. Это не просто условные «поселяне», у них уже собственные имена. Это не только Лихач Кудрявич, но и Павел («Женитьба Павла»), Грунюшка («Косарь»), Иван Кузьмич («Пора любви»), Кузьма («Размышления поселянина»). Кольцов показал всю многогранность народного характера – любовь к воле, трудолюбие, жизненную мудрость, весь огромный и многообразный мир человеческих чувств. Искренность поэта, жизненная правдивость его героев, лиризм его песен – все это сделало Кольцова поистине всенародным поэтом. Удивительно точно заметил В. Г. Белинский: «... подражать Кольцову невозможно: легче сделаться таким же, как он, оригинальным поэтом, нежели в чем-нибудь подделаться под него. С ним родилась его поэзия, с ним и умерла ее тайна».

Творческое наследие Кольцова невелико – около 150 стихотворений. Но свыше 700 песен и романсов созданы на его стихи такими известными композиторами, как М. Глинка, М. Мусоргский, Н. Римский-Корсаков, С. Рахманинов. На некоторые кольцовские песни музыка писалась от 20 до 30 раз.

Вопросы о творчестве А. В. Кольцова

  1. В каких жанрах развивалась поэзия Кольцова?
  2. Чем песни Кольцова отличаются от «народных» песен его литературных предшественников (А. Ф. Мерзлякова, А. А. Дельвига)?
  3. Почему Кольцова называют самобытным народным поэтом?
  4. Какие поэтические приемы Кольцов чаще всего использовал в своей лирике?
  5. Можно ли согласиться с мнением В. Г. Белинского, что «подражать Кольцову невозможно»?
  6. Что нового внес Кольцов в русскую поэзию? в поэтический язык?
  7. Согласны ли вы с мнением В. Г. Белинского, что вопросы, затронутые Кольцовым в «Думах», выше, значительнее, чем их решение?
  8. «... Жить для него значило – чувствовать и мыслить, стремиться и познавать»?
Раздел сайта: