Поэтический язык Кольцова
Богат и образен язык Кольцова. В его «Песнях» много общего и с поэтикой этого жанра, и с лучшими песнями его предшественников – Ю. А. Нелединского-Мелецкого, А. Ф. Мерзлякова, Ф. Глинки, А. Дельвига. Как и они, Кольцов использует традиционные темы (красота родной природы, несчастная любовь, прославление доблести русского человека). Художественные особенности творчества Кольцова тесно связаны со стилем руской поэзии 1810–1820-х гг.: это и традиционные обороты («венок терновый», «томный взор», «утрата роковая», «улыбка страстная») и перифразы («филомелы глас», «зефир колышет рощами лениво»).
Близость к фольклору, который он изучал, записывая народные песни, пословицы и поговорки, – все это также нашло отражение в поэтическом словаре Кольцова. «Сине море», «красна девица», «дуга-радуга», «чаша полная», «слезы горькие» («горючие»), «ветры буйные», «заря красная» – постоянные эпитеты в его стихотворениях.
Но Кольцов и сам создает собственные эпитеты и они кажутся как бы взятыми из народной поэзии:
Бури страшные, громовые,
Удалой души не радуют.
«Тоска по воле», 1839
Всегда водяна и докучна
Глупца пустая болтовня.
«Осень», 1828
А вот оригинальная перифраза «червонной пыли мне не надо» (и это о деньгах!) «Послание В. Г. О», 1829.
А как поэтичны и оригинальны сравнения Кольцова:
Соловьем залетным
Юность пролетела,
Волной в непогоду
Радость прошумела.
«Горькая доля», 1837
и противопоставления:
Тот богатый, я без хаты –
Целый мир мои палаты!
«Терем», 1829
Стихи Кольцова – настоящая народная речь:
Не родись богатым,
А родись кудрявым:
По щучьему веленью
«Первая песня Лихача Кудрявича», 1837
Восхищаясь народной поэзией, Кольцов ей не подражал, но развивал и обогащал. Его песни – не стилизация, а оригинальные произведения. Верно замечено, что только песни, созданные самим народом, могут сравниться с песнями Кольцова в богатстве языка и образов.
Кольцов по-своему перерабатывает народные пословицы и поговорки, он удивительно свободно обращается с ними, и под его пером они приобретают новое звучание:
Разойдусь с бедою –
С горем повстречаюсь.
«Горькая доля», 1837
Век прожить – не поле
Пройти за сохою
...
В золотое время
Хмелем кудри вьются;
С горести-печали
Русые секутся.
«Вторая песня Лихача Кудрявича», 1837
Все постоянно – лишь за морем,
И потому, что нас там нет.
«Утешение», 1830
Без сорочки я
Родился на свет!
«Косарь», 1836
Я б головушку
Понес на сечу.
«Песня», 1830
Сорвали улыбку –
Сиянье души.
«Умолкший поэт», 1836
... Конь мой удалой
Споткнулся не раз?
Иль заяц трусливый
Мой путь перебег?
«На отъезд Д. А. Кашкина...», 1829
Слова и выражения живой разговорной речи играют большую роль в стихотворениях Кольцова (непогодь, копейкой не нуждалась, гуторить, людями, сердечко запрядало, от ворот поворот, мал мала меньше, мыкать горе, недоброхотливые люди, подглядливые очи).
Народный оборот – «вольная воля» – и мы уже не замечаем, что это тавтология. Кольцов создает собственные оригинальные обороты (он часто прибегает и к повторам и не боится тавтологии): «Без талана – где таланится», «к счастью – счастия лишись», «горьким горем слез», «так нежно и нежной».
А вот своебразная рифмовка:
Твой жгучий, страстный поцелуй! –
Приди же вновь, страдальца поцелуй!
«Мой друг, мой ангел милый...», 1831
Один из любимых поэтических приемов Кольцова – синонимический или антонимический повтор («залюбуюсь, загляжусь»; «обойми, приголубь, поцелуй, приласкай»; «расступись, разойдись»).
– «пораскинулась, понадвинулась»), подчеркивая, что русский язык необыкновенно богат для выражений явлений природы.
***
Кольцов ввел в поэзию нового героя – русского крестьянина. Это не просто условные «поселяне», у них уже собственные имена. Это не только Лихач Кудрявич, но и Павел («Женитьба Павла»), Грунюшка («Косарь»), Иван Кузьмич («Пора любви»), Кузьма («Размышления поселянина»). Кольцов показал всю многогранность народного характера – любовь к воле, трудолюбие, жизненную мудрость, весь огромный и многообразный мир человеческих чувств. Искренность поэта, жизненная правдивость его героев, лиризм его песен – все это сделало Кольцова поистине всенародным поэтом. Удивительно точно заметил В. Г. Белинский: «... подражать Кольцову невозможно: легче сделаться таким же, как он, оригинальным поэтом, нежели в чем-нибудь подделаться под него. С ним родилась его поэзия, с ним и умерла ее тайна».
Творческое наследие Кольцова невелико – около 150 стихотворений. Но свыше 700 песен и романсов созданы на его стихи такими известными композиторами, как М. Глинка, М. Мусоргский, Н. Римский-Корсаков, С. Рахманинов. На некоторые кольцовские песни музыка писалась от 20 до 30 раз.
Вопросы о творчестве А. В. Кольцова