Чубукова Е.В, Мокина Н.В.: Русская поэзия XIX века
Алексей Васильевич Кольцов.
Анализ романса "Разлука"

Анализ романса «Разлука»

Заслуживает особого внимания один из шедевров поэзии Кольцова – стихотворение «Разлука» (1840), написанное в жанре романса. Необходимо сказать, что романс – нечто промежуточное между поэзией и музыкой – это певучее, лирическое стихотворение с любовной тематикой. Обычно романс посвящается поэтом предмету своей любви.

В XIX веке этот род поэзии пользовался особой популярностью. Известны романсы Пушкина: «Я помню чудное мгновенье», «Для берегов отчизны дальней», «Я вас любил». Столь же биографичен и романс Кольцова. Романс «Разлука» посвящен памяти о глубокой любовной драме поэта, любовь эта стала единственным светочем и утешением в его богатой испытаниями жизни. Воспоминания о тех днях скрашивали и горечь его последних дней.

Чтобы оценить этот поэтический шедевр, приведем весь текст романса:


Всей душой любил я милую;
Был у ней в глазах небесный свет,
На лице горел любви огонь.

Что пред ней ты, утро майское,

Степь-трава – парча шелковая,
Заря-вечер, ночь-волшебница!

Хороши вы – когда нет ее,
Когда с вами делишь грусть свою,
– хоть бы не было;
С ней зима – весна, ночь – ясный день!

Не забыть мне, как в последний раз
Я сказал ей: «Прости, милая!
Так, знать, бог велел – расстанемся,
»

Вмиг огнем лицо все вспыхнуло,
Белым снегом перекрылося, –
И, рыдая, как безумная,
На груди моей повиснула.

«Не ходи, постой! дай время мне
Задушить грусть, печаль выплакать,
На тебя, на ясна сокола...»
Занялся дух – словно замерло...

Стихотворение написано по далеким воспоминаниям о том, что было «На заре туманной юности». Подобно Пушкину, Кольцов обращается к предмету своей любви, пользуясь возвышенной лексикой: у Пушкина «твои небесные черты», у Кольцова «в глазах ее небесный свет».

«Разлуке» то, что стихотворение богато реалиями окружающей жизни: «дубрава-мать зеленая», «степь-трава». Реалии исполнены возвышенного смысла: «степь-трава – парча шелковая», «ночь-волшебница». Эта традиция совмещения реалий жизни с возвышенным романтизмом впоследствии получит продолжение в поэзии Фета («На заре ты ее не буди»).

Искренность, правда чувства, душевные переживания – все находим мы в этом стихотворении. Обратите внимание, какими словами поэт описывает силу своего чувства, обращаясь к дубраве, утру майскому. Он вспоминает:

Хороши вы – когда нет ее,
Когда с вами делишь грусть свою,
А при ней вас – хоть бы не было;
– весна, ночь – ясный день!

– все это достигается автором с помощью поэтического приема – парности слов-антонимов (зима – весна; ночь – ясный день; расстанемся – увидимся; лицо... вспыхнуло – белым снегом перекрылося). Интенсивность душевных переживаний и сила страданий достигают своего накала в последней строфе. И опять тот же поэтический прием (занялся – замерло); и эти слова-антонимы как бы подчеркивают ни с чем не сравнимую горечь утраты той (а прошло целых 12 лет!), которую поэт не в силах был забыть.

Раздел сайта: