Чубукова Е.В, Мокина Н.В.: Русская поэзия XIX века
Вильгельм Карлович Кюхельбекер.
Анализ элегии "Осень"

Анализ элегии «Осень»

Основной мотив элегии Кюхельбекера «Осень» (1816) – традиционен – это сетование на быстротечную молодость, печаль ранних разочарований; образ лирического героя статичен. В нем слабо проступают живые черты конкретной личности. Это юный поэт, погруженный в элегические мечтания, не свойственные его возрасту, в меланхолические сетования, которым, возможно, и сам не верит:

Ветер протек по вершинам дерев; дерева
зашатались –
Лист под ногою шумит; по синему озеру лебедь
Уединенный плывет; на холмах и в гулкой долине
Смолкнули птицы.
Солнце, чуть выглянув, скроется тотчас:
луч его хладен.
Все запустело вокруг. Уже отголосок не вторит
Песней жнецов; по дороге звенит колокольчик
унылый;
Дым в отдаленьи.
Путник, закутанный в плащ, спешит к молчаливой
деревне.
Я одинокий брожу. К тебе прибегаю, Природа!
Матерь, в объятья твои! согрей, о согрей мое сердце,
Нежная матерь!
Рано для юноши осень настала. – Слезу сожаленья,
Други! я умер душою: нет уже прежних восторгов,
Нет и сладостных прежних страданий –
всюду безмолвье,
Холод могилы!

В образе лирического героя поэт акцентирует мотив одиночества и тоски: «Рано для юноши осень настала»; характерны и прилагательные «одинокий», «уединенный». Это и традиционные для «унылых» элегий прощание с уходящей молодостью (поэту 19 лет!). Пейзаж столь же мрачен, как и «одинокий» герой: «все запустело», «всюду безмолвье», «молчаливые деревни».

В стихотворении обращает на себя внимание ассонанс на «у» (в сочетании с согласными «г», «п», «ж»). Впервые введенный в минорной тональности в поэзии Жуковского, он придает элегии выражение печали и тоски:

Солнце, чУть выглянУв, скроется тотчас:
лУч его хладен.
Все запУстело вокрУг. Уже отголосок не вторит...

Стихотворение богато изобразительными деталями: многократная анафора: «Согрей, согрей мое сердце»; аллитерации: «неТ сладоСТи прежних СТраданий», аллитерация, осложненная ассонансом: «ВЕтер протек по ВЕршинам дерЕВ; дерЕВа зашатались...».

Плавность и мелодичность стиха поддерживается в начале элегии аллитерацией на «Л» и на «М»:

... Лебедь
Уединенный пЛывет; на хоЛМах и в гуЛкой доЛине
СмоЛкнуЛи птицы.

книжной традиции, от школы Жуковского и Баратынского, но в них есть и подлинное чувство. Даже в особой унылости осеннего пейзажа чувствуется то настроение печали и одиночества, которое овладевало лицеистами, когда в октябре Царское Село покидали жители Северной столицы, и в Царском оставались лишь воспитанники Лицея («колокольчик унылый» – это уже реалистическая черта повседневной жизни).

Раздел сайта: