Чубукова Е.В, Мокина Н.В.: Русская поэзия XIX века
Аполлон Николаевич Майков.
Тема поэта и поэзии. Вопросы о творчестве Аполлона Майкова

Тема поэта и поэзии

Вдохновение – божественный дар, Муза – неземная гостья – представления, которые составляют основу майковского понимания поэзии. Муза – не нисходит к поэту, она – не обитает на Земле, лишь изредка в видениях она является истинному поэту. Венок из земных цветов – даже прекраснейших роз может лишь оскорбить богиню, «полную горних дум и грезы», «в вечность глянувшей»:

Ее венок – неосязаем!
Что за цветы в нем – мы не знаем,
Но не цветы они земли,
А разве – долов лучезарных,
Что нам сквозят в ночах полярных
В недосягаемой дали!

И для поэта земное бытие – чуждо, как чужды ему и устремления «толпы». «Мы принадлежим к царству, которое не от мира сего, – утверждал Майков. – Царство толпы меняется, подчиненное моде и времени, а наше – вечное». Своего поэта Майков уподобляет – пустыннику («Пустынник», 1883) или отшельнику, чья душа устремлена к вечному. Портрет своего поэта Майков создает в стихотворении «Моему издателю (А. Ф. Марксу)»:

Он – жил в самом себе; писал лишь для себя
Без всяких помыслов о славе в настоящем,
О славе в будущем... Лишь Красоту любя,
Искал лишь Вечное в явленье преходящем
Отшельник – что же он для света может дать!

Один из образов, точно передающих суть поэтического вдохновения для Майкова, – сев: вдохновение – это небесное семя, брошенное в хаос, в земной мир и чутко воспринятое душой художника:

Вдохновенье – дуновенье
Духа Божья!.. Пронеслось –
И бессмертного творенья
Семя бросило в хаос.

Вмиг поэт душой воспрянет
И подхватит на лету,

В медном образе – мечту!

Поэт уподобляется Майковым не сеятелю, разбрасывающему семена, а их хранителю, лелеющему семена, подобно матери, нежно берегущей сон детей. Но прорастание семян-мыслей и их расцвет – не зависят от воли поэта: для того чтобы выйти на свет, им нужен знак свыше – «удар молнии»:

Есть мысли тайные в душевной глубине;
Поэт уж в первую минуту их рожденья
В них чует семена грядущего творенья.
Они как будто спят и зреют в тихом сне,
И ждут мгновения, чьего-то ждут лишь знака,
Удара молнии, чтоб вырваться из мрака...
И сходишь к ним порой украдкой и тайком,
Стоишь, любуешься таинственным их сном,
Как мать, стоящая с заботою безмолвной
Над спящими детьми, в светлице, тайны полной...

Мысль поэта уподобляется семени, которое «зреет и растет», пускает корни, но питаться корни должны не земными впечатлениями, а «вечным». И только устремленность к вечному, служение вечному позволяет художнику занять свое место в земной жизни – быть «выше века» («Не отставай от века» – лозунг лживый», 1889). 

Майков не стремится отрицать того, что земные страдания и радости должны быть предметом поэзии. Нет, «душевные муки», глубоко запрятанные в «недрах души заповедных» страдания и переживания рождают стихи, но истинный поэт – тот, кто, подобно Пушкину, «земное все – восторги, страсти, муки» – преображает «в небесное» («Перечитывая Пушкина»). В глубоко личном стихотворении, рассказывая о том, как страдание рождает поэтические слова, как горе преображается в поэзию, Майков использует древнейшую метафору творчества: поэт-кузнец («Вчера – и в самый миг разлуки», 1889). Поэт – кузнец, материалом его творения становятся душевные страдания, но творит он из душевных мук царское украшение – венец:

Вчера – и в самый миг разлуки
Я вдруг обмолвился стихом –
Исчезли слезы, стихли муки,
И точно солнечным лучом
И близь, и даль озолотило...
Но не кори меня, мой друг!
Венец свой творческая сила
Кует лишь из душевных мук!
Глубоким выхвачен он горем
Из недр души заповедных,

Под грохот бури, – этот стих!

Вдохновение – мгновенное яркое озарение, позволяющее проникнуть и в смысл вещей, и в глубины духа, но миг просветления – краток: и вновь «обычной жизни ночь» задергивает перед поэтом «томный полог» («Художнику», 1881).

Отметим и такую деталь в майковских размышлениях о назначении поэзии свод и землю. Но, характерно, что сам процесс творчества не мыслится как стихия, он уподобляется бережному воспитанию, позволяющему превратить нежного и беспомощного ребенка – поэтическое слово в мужественного рыцаря в «золотых латах»:

Свершай служенье муз в священной тишине.
Пускай рождения гармонии высокой,
Рождения стиха не узрит смертных око.
Ты сам, творец, прими дитя свое, свой стих;

Уж мужем, не дитей, введи в арену мира.
Так зреет молния на пажитях эфира,
Во чреве грозных туч: их огнь мутит и мчит,
Но грянули, и вот, стрельчатая летит,

И режет небеса, и море обагряет.

Нельзя не увидеть в майковских размышлениях о поэзии все той же неуклонной цели, к которой устремлены все помыслы поэта, – искание Света. Свет – высший идеал для поэта, который он стремился провидеть в красоте природы, в женской красоте, в исканиях русского народа. Истинная цель поэта заключается, по Майкову, в том, чтобы «хранить огонь своей лампады» и дать людям, возжаждавшим Истины и света, источник для них.

  1. В чем своеобразие пейзажной лирики Майкова? Почему Майков осудил свою раннюю лирику о природе?
  2. Какую роль играют прозаические детали в его картинах природы? Какой предстает весна в пейзажах Майкова?
  3. Как мыслит поэт судьбу России? Какие образы-символы передают суть размышлений поэта о судьбе родины в стихотворении «Поля»?
  4. В чем Майков видит назначение России и русского народа?
  5. В чем заключается, по Майкову, назначение поэта? Какие образы-символы воплотили представления поэта о поэзии?
  6. Какой предстает Муза в стихотворениях Майкова?
Раздел сайта: