Мотив странствия
В лирике Одоевского образ поэта перекликается с другим повторяющимся образом: море (океан) – челнок (пловец).
В русской поэзии XIX века именно мотив странствия по морю (плаванье в челне, ладье или корабле) – мотив философски насыщенный – был неизменно связан с исканием смысла жизни и идеала. Само слово «плаванье» ассоциативно вызывало в памяти «море», стихию, традиционно символизирующую свободу. Генетически восходя к античным представлениям о воде как источнике жизни и смерти, этот мотив воплощает представление о жизни, как странствии по житейскому морю, становится символом исканий смысла существования и высших ценностей.
Однообразна жизнь моя,
Как океана бесконечность.
Но он кипит... свои главы
Подъемлет он на вызов бури...
«Узница Востока»
Я в море бросился, и бурное волненье
Пловца умчало вдаль по шумному пути.
... Но встал девятый вал,
На влажную главу подъял меня могучий,
Меня, недвижного, понес он и примчал, –
И с пеной выбросил в могильную пустыню...
«Два образа», 1830
Меня чужбины вихрь умчал
И бросил на девятый вал
Мой челн, скользивший без кормили;
Очнулся я в степи глухой,
Где мне не кровною рукой,
Но вьюгой вырыта могила.
«Как недвижимы волны гор», 1836
– «огненно-песчаный океан»); он склоняется перед неумолимой судьбой, перед роком, перед этим «девятым валом», с которым человек не в силах бороться. Он не в состоянии противостоять и бурям, лишенным освобождающей силы, но несущим обреченность и гибель.