Чубукова Е.В, Мокина Н.В.: Русская поэзия XIX века
Александр Иванович Одоевский.
Анализ стихотворения "Воскресенье"

Анализ стихотворения «Воскресенье»

В этом стихотворении с особой силой сказалось пылкое воображение Одоевского. Уже в самом названии заключен двойной подтекст. Воскресенье – не просто день недели, это святой праздник Пасхи, Христово Воскресенье. Но это и воскресение его, поэта, заключенного в тюрьму:

Пробила полночь... Грянул гром,
И грохот радостный раздался.
От звона воздух колебался,
От пушек, в сумраке ночном,
По небу зарева бежали
И, разлетаяся во тьме,
Меня, забытого в тюрьме,
Багровым солнцем освещали.
Я, на коленях, стоя, пел...

Композиционно стихотворение как бы делится на две части: отчаяние лирического героя сменяет вера в будущее.

«Сумрак», «зарево», «багровое солнце» внезапно исчезают. Отчаяние и безысходность уступают место надежде и вере, упованию на лучшее будущее. Появление Спасителя меняет и окружающую поэта картину:

И день, блестящий день сиял
Над сумраками ночи.

Личные местоимения («я – меня») сменяются «их пением», «их гласом» (серафимов) и, наконец, – «Наш Спаситель».

Характерна и аллитерация – переход от резких сочетаний («гр», «кр») к более мягким в последней части стихотворения:

Средь горных сил Спаситель наш стоял,
...
Стоял он радостный средь волн небесных сил
И полные любви божественные очи
На мир спасенный низводил.
И славу Вышнего, и на земле спасенье
Я тихим гласом воспевал,
И мой, мой также глас к Воскресшему взлетал,
Из гроба пел я Воскресенье.

Это повторяющееся созвучие («с» – «я»), эта выразительность художественной речи подчеркивают и выделяют слова «небеСные СиЛы», «бЛеСтящий день СияЛ», «гЛаСом воСпеваЛ», «СпаСитель», «СЛава», «Любовь», усиливая их многогранность.

Раздел сайта: