Агитационные песни
Среди поэтического творчества Рылеева особенное место занимают «агитационные песни», написанные совместно с А. А. Бестужевым-Марлинским. Они были написаны по мотивам широко известных песен и романсов, что обеспечивало их особую популярность. Обратимся к одной из них – переделке романса Ю. А. Нелединского-Мелецкого «Ах, тошно мне».
Рылеев |
Нелединский-Мелецкий |
Ах, тошно мне |
Ох! Тошно мне |
Сохраняя стихотворный размер сентиментального романса, Рылеев наполняет свою песню новым содержанием («тошно и в родной стороне»).
Рылеев |
Нелединский-Мелецкий |
Долго ль русский народ |
|
Лирической героине Нелединского-Мелецкого и ее тоске о «друге милом» Рылеев противопоставляет все неприглядные стороны российской действительности. Дворянство, барство, земские суды, приходские попы, финансовая система, кабаки – все, с чем приходится сталкиваться крепостным крестьянам (которых сравнивают с «рухлядью». Согласно «Толковому словарю» В. И. Даля «рухлядь – добро, пожитки, скарб»):
По две шкуры с нас дерут
Мы посеем – они жнут.
...
А уж правды нигде
Не ищи, мужик, в суде,
Без синюхи
Судьи глухи,
Без вины ты виноват.
Но Рылеев заставляет крестьян увидеть несправедливость, которая нисходит с самого верха:
Нас поборами царь
То дороги,
То налоги,
Разорили нас вконец.
Создавая свое стихотворение в духе народной песни, Рылеев сознательно избегает архаичной лексики, а также простонародной грубости языка. Последнее пятистишие составлено из пословиц и поговорок:
До царя далеко,
Да мы сами
Ведь с усами,
Так мотай себе на ус.
«Как идет кузнец из кузницы, слава!»). Еще звучит вера в таящиеся в народе силы, в лучшее будущее, которое непременно настанет.