Чубукова Е.В, Мокина Н.В.: Русская поэзия XIX века
Кондратий Федорович Рылеев.
Анализ стихотворения "Гражданин"

Анализ стихотворения «Гражданин»

Венцом гражданской лирики Рылеева, замечательным памятником политической лирики декабристов стало его стихотворение «Гражданин», написанное незадолго до декабрьского восстания (в списке Мих. Бестужева названо «К молодому поколению»). Это самое распространенное нелегальное произведение Рылеева, при жизни поэта известное по многочисленным спискам. Да и публикация его в то время была невозможна. Цель стихотворения – агитация, обращение к современникам, призыв к решительным действиям:

Я ль буду в роковое время
Позорить гражданина сон
И подражать тебе, изнеженное племя
Переродившихся славян?
Нет, не способен я в объятьях сладострастья,
В постыдной праздности влачить свой век младой
И изнывать кипящею душой
Под тяжким игом самовластья.

Постигнуть не хотят предназначенье века
И не готовятся для будущей борьбы
За угнетенную свободу человека.
Пусть с хладною душой бросают хладный взор

И не читают в них грядущий свой позор
И справедливые потомков укоризны.
Они раскаются, когда народ, восстав,
Застанет их в объятьях праздной неги

В них не найдет ни Брута, ни Риеги.

– «я» и «они». Лирический герой – мужественный и суровый в душе боец, равнодушный к радостям жизни, презирающий слабость, готовый к смерти ради торжества своих идей.

Нет, не способен я в объятьях сладострастья,
В постыдной праздности влачить свой век младой

Под тяжким игом самовластья.

«Они» – «изнеженное племя // Переродившихся славян»; радость для них – пустая светская жизнь, дни свои они проводят в парадах и смотрах. У них – «хладная душа» (эпитет «хладный» часто использовал и А. С. Пушкин при описании светской «черни»).

Это противопоставление было очень актуальным для многих поколений русской молодежи. В стихотворении Рылеева нет канонизированного конфликта добра со злом, «неправды с правдою святой». Конфликт – в равнодушии и убежденности, в безучастности к событиям и готовности жертвовать собой, безразличии к общественной жизни и вере в грядущую победу свободы и справедливости. Этот только намеченный в стихотворении Рылеева конфликт едва ли не стал ведущей темой русской литературы.

Построение «Гражданина» стройное и логичное. Страстность и взволнованность интонации достигается метрическими изменениями – чередованием пяти-, четырех- и шестистопного ямба. Поэт избегает архаичной лексики, нет инверсионной формы. Говоря о современниках («племя переродившихся славян»), поэт как бы возвращает читателей к великому прошлому, когда любовь к свободе и личное мужество считались национальной доблестью предков-славян (можно вспомнить «новгородские циклы» поэтов-декабристов – их любимая историческая тема), и тем как бы сравнивает минувшее и нынешнее «роковое время». Что же ждет «изнеженное племя»?


...
И справедливые потомков укоризны.
Они раскаются, когда народ, восстав,
Застанет их в объятьях праздной неги
И, в бурном мятеже ища свободных прав,

Опять мы встречаем слова-«сигналы» – «гражданина сан». «Сан – высокий чин или званье, знатная должность, жалованное достоинство, почет», – напишет В. И. Даль в своем «Толковом словаре».

«Прямым гражданином» Рылеев позднее назовет и другого своего героя – Войнаровского.

Это по-настоящему любовные стихи, но о иной любви – к Родине. Верно было замечено, что Рылеев явился истинным предшественником Лермонтова. Стихотворение «Гражданин» звучит по-лермонтовски. Высокий гражданский пафос и личные мотивы придают этому «посланию к молодому поколению» исключительную напряженность.

ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ

– агитационный монолог. Лирический герой – служитель высшей нравственности – близок самому поэту-декабристу. Это поэт-гражданин, поэт-борец, современник или участник описываемых событий, переживающий «все бедствия своей отчизны» как свое личное страдание, он лишен мелких бытовых черт. Главное для него – любовь к свободе, это смысл его жизни, отсюда его готовность умереть за свои убеждения. Для Рылеева искусство и литература – агитационная трибуна; истинный же поэт – прежде всего боец. Его поэтический словарь – слова-«символы» («гражданин», «отечество», «доблесть», «свобода»). По мысли Рылеева, главная задача литературы – «пробудить в душах своих соотечественников чувствование любви к отечеству, зажечь желание свободы», – писал декабрист Ник. Бестужев. Рылеев с исключительной требовательностью относился к собственному поэтическому дарованию, так определив свою роль в русской поэзии: «Я не поэт, а гражданин».

Для Рылеева важен был образ поэта-гражданина. Таким для него в 1822 г. был Г. Р. Державин, который «всю жизнь вел борьбу с пороком» и, действуя во имя «святой правды», не уронил «высокий сан певца»:

... нет выше ничего
Предназначения поэта...
Святая правда – долг его,
– полезным быть для света.

Любовь к благу отечества, гражданственность, борьба с несправедливостью принесли Державину (не просто поэту, но и истинному сыну своего отечества) признание современников:

Ты памятник воздвигнул вечный:
Его не могут сокрушить