Чубукова Е.В, Мокина Н.В.: Русская поэзия XIX века
Кондратий Федорович Рылеев.
Гражданская лирика

Гражданская лирика

1820-е гг., – особенно начало, – важный этап исторической жизни Европы и России. Убийство наследника французского престола герцога Беррийского ремесленником Лувелем, революционные восстания в Португалии и Испании; в России – рост крестьянских волнений, бунт в Семеновском полку. Все это оказывало воздействие на настроение передовых людей.

1820 г. решительно изменил личную и творческую жизнь К. Ф. Рылеева. Он переезжает в Северную столицу. Завершен ученический период его творчества (свои ранние произведения он публикует под псевдонимом «К. Р-в», считая их подражательными и незначительными).

Рылеев находит свое призвание – в гражданской лирике, в вольнолюбивых стихах, и он бесповоротно встает на этот путь. Началом послужила сатира «К Временщику», опубликованная в «Невском зрителе» (1820 г., №10) за полной подписью поэта. Сатира метила во всесильного Аракчеева. «Все думали, что кары грянут, истребят и дерзновенного поэта, и тех, которые внимали ему, – писал Н. Бестужев, – но изображение было слишком верно, очень близко, чтобы обиженному вельможе осмелиться узнать себя в сатире. Он постыдился признаться явно... это был первый удар, нанесенный Рылеевым самовластью...». С этого стихотворения началось политическое поприще поэта. Он привлек всеобщее внимание.

– сатиру М. В. Милонова «К Рубеллию» (1810), имеющую подзаголовок «Из Персия». Стихотворение Милонова не перевод, а вольное подражание. У римского поэта Персия (34 – 62) такой сатиры нет. Рылеевские обличения временщика звучали несравненно острей, чем у Милонова. Произведение Рылеева как бы воспроизводит сатиру XVIIIвека (их сближает поэтический язык, обильно использованы восклицания, вопросы, «архаическая» лексика; гражданская и патриотическая тематика вели за собой одический настрой, и риторическое построение). В сатире Рылеева встречаются и слова-«символы». Как верно было замечено, в военной поэзии 1812 г. формируется особый лексический пласт, который практически без изменений переходит в лирику 1820-х гг. Это слова-«сигналы», «система упорных символических понятий» – «тиранство», «рабство», «цепи», «бичи» – как бы образуют семантическое поле «врага»; «высокие» же слова гражданского языка: «отчизна», «отечество» (это слово указом Павла I вообще было запрещено употреблять), «свобода» («священная свобода»), «сыны», «деяния», «мужи» – прикрепляются к теме национально-освободительной борьбы.

Временщик в сатире Рылеева «тиран», «неистовый», «подлый», «коварный», «хитрый», «неблагодарный» – все эти образные эпитеты имеют яркую отрицательную окраску. Негативное отношение автора к «надменному временщику» доходит до полной своей кульминации (используются эмоционально-экспрессивные эпитеты противоположного оценочного значения):

Твоим вниманьим не дорожу, подлец,
Из уст твоих хула – достойных хвал венец!

Упоминаемые в сатире Сеян, Кассий, Брут, Катон – римские государственные деятели, составившие заговор против тиранов, – в представлении Рылеева они – символ любви к свободной отчизне.

«неистовому тирану», не боясь его «ярого гнева», автор предлагает ему выбрать иной путь:

Ах! лучше скрыть себя в безвестности простой,
Чем с низкими страстьми и подлою душой
Себя, для строгого своих сограждан взора,
На суд их выставлять, как будто для позора!

Народ тиранствами ужасен разъяренный!

В поэзии Рылеева начала 1820-х гг. (как и у многих русских поэтов) гражданские и элегические темы, гражданские и элегические стили существовали раздельно и не сливались. Это ограничение сохранилось в таких произведениях Рылеева, как послание «А. П. Ермолову» (1821) и ода «Гражданское мужество» (1823 г.), обращенная к Н. С. Мордвинову. Оба героя – и Мордвинов и Ермолов – полная противоположность временщику Аракчееву. Они достойны подражания личным мужеством, независимостью суждений. В понимании Рылеева – это идеал, они носители политической и нравственной доблести. Ермолов – «любимец славы», «наперсник Марса и Паллады! // Надежда сограждан, России верный сын», «гений северных дружин». Мордвинов – «гражданским мужеством дивит», «Души возвышенной свободу // Хранит в советах и суде».

Хотя названные произведения Рылеева обращены к реальным историческим лицам, его герои показаны достаточно абстрактно («О, витязь юный!» – обращается поэт к 44-летнему Ермолову), они лишены индивидуальных черт, они подобны античным героям, не знающим колебаний и сомнений.

Одический стиль Рылеева – источник патетических интонаций. Он как бы продолжает то направление развития оды в русской поэзии, которое было начато еще Радищевым. Оды Рылеева «Гражданское мужество», «Видение» (1823 г.) стали для него легальной возможностью для пропаганды своих политических идеалов. В «Видении» автор выражает надежду и веру в просвещенного монарха (оно обращено к пятилетнему мальчику, будущему Александру II). Это своеобразное послание просвещенной монархини – Екатерины II – к своему правнуку. Умудренная опытом императрица произносит те слова, которые близки автору, буквально выстраданы им:


Довольно громозвучной славы...
Иные ждут тебя дела...
Настанет век борений бурных
Неправды с правдою святой.

Против насильственных властей;
Смотри – в волнении народы,
Смотри – в движеньи сонм царей.

Забота о благе отечества и народное счастье – приоритетны в воспитании будущего императора:


Учись заране быть царем.
Люби глас истины свободной,
Для пользы собственной люби,
И рабства дух неблагородной –

Власть закона, свобода совести, уничтожение крепостничества – идеалы, за которые боролся Рылеев. Но их отстаивает и императрица, процарствовавшая 34 года (долгий срок для России):

Дай просвещенные уставы,
Свободу в мыслях и словах,
Науками очисти нравы

Во всех перечисленных произведениях Рылеев использует свои любимые приемы: красочные эпитеты, риторические вопросы, повторы слов, архаичную лексику – все это усиливает эмоциональную картину.

Раздел сайта: