«Царскосельский сад зимою». Анализ
В 1861 г. Вяземский пишет стихотворение «Царскосельский сад зимою»:
С улыбкою оледенелой
Сошла с небес суровых дочь,
И над землей сребристо-белой
Белеет северная ночь.
Давно ль здесь пестротою чудной
Сапфир, рубин и бирюза
Сливались с тенью изумрудной,
Чаруя жадные глаза?
Зимы покров однообразный
Везде сменил наряд цветной,
Окован сад броней алмазной
Рукой волшебницы седой.
Перед нами романтическая картина одушевленной природы, резкая игра красок. Весна – сапфир, рубин, изумруд, бирюза. Но какое богатство оттенков белого: оледенелый, серебристо-белый, серебристый, алмазный, снежный, смертельная белизна, мрамора белей.
Зима – угасание сил природы:
Так снежной скатертью печальной
Покрыты и объяты сном
И озеро с волной зерцальной,
И луг с цветным своим ковром.
Но это всего лишь долгий сон, как сон спящей царевны:
Природа в узах власти гневной,
С смертельной белизной в лице,
В своем серебряном дворце.
Природа живая, она, «опочившая», «пережившая свою прекрасную весну», тихо «спит». Поэт видит жизнь в этом белом однообразном великолепии (какое обилие эпитетов и метафор):
Есть жизнь и в сей немой картине,
И живописен самый мрак:
Деревьям почерневшим иней
Дал чудный образ, чудный лак.
Обрызгав их холодным блеском
Своих граненых хрусталей,
Он вьется ярким арабеском
Вдоль обезлиственных ветвей.
Даже зимний вечер способен оживить «фантастические видения»; они:
Мелькают, вынырнув из тени
Иль соскочив с лесных вершин.
Они сшибются друг с другом
И, налетев со всех сторон,
То нежат лаской, то испугом
Тревожат мыслей чутких сон.
Космизм типичен для романтической лирики, поэт создает всеохватывающую картину Вселенной: «А между тем во тьме безбрежной», «зимы покров... везде сменил», «в волшебном царстве ночи снежной».
Природа никогда не показывается Вяземским в статическом состоянии. Все в движении, все исполнено тайной жизни:
Но в этой тишине глубокой,
Питающей дремоту дум,
Местами слышен одинокий
Переливающийся шум.
Под хладной снежной пеленою
И, с камней падая, с волною
Перекликается волна.
Прозаический оборот соседствует с изысканным сочетанием и фольклорными мотивами:
Твой Бенвенуто, о Россия,
Наш доморощенный мороз
Вплетает звезды ледяные
В венки пушисто-снежных роз.
Кует он дивные изделья
Зиме, зазнобушке своей,
Он шею, мрамора белей.
Небрежные порою рифмы (картина – иней, однообразный – алмазной, бирюза – глаза, Россия – ледяные), оригинальные эпитеты («обезлиственные ветви», «волна зерцальная», «одинокий переливающийся шум»), особая экспрессивность – все помогает поэту выразить его восторг и упоение прекрасной картиной русской зимы. И свое наслаждение удивительной прелестью зимнего пейзажа Вяземский стремится не просто передать, но и внушить своему читателю.
***
Творчество П. А. Вяземского охватывает огромный период (1800–1870 гг.). Поэзией он активно занимался до конца жизни. В 1854, 1855 и 1859 гг. выходят три брошюры со стихами поэта, а в 1862 первый сборник его стихотворений, холодно встреченный читателями и критикой. Поэзия Вяземского развивалась в том же направлении, которое наметилось в начале 1830-х гг.
В 1820–1830-х гг. Вяземский принимает активное участие в журналистской деятельности: в «Московском Телеграфе» Н. Полевого, в дельвиговской «Литературной газете», в пушкинском «Современнике». Он автор остроумных критических статей, сильных и колких заметок. Сила Вяземского – в журнальной полемике. «Журнальная деятельность была по мне. Пушкин и Мицкевич уверяли, что я рожден памфлетистом... Я стоял на боевой стене, стрелял из всех орудий, партизанил, наездничал... Ввести жизнь в литературу, а литературу в жизнь казалось мне всегда привлекательною и желанною задачею», – подчеркивал Вяземский. Литературная сфера была для него особым феодальным государством, где верховный властелин «царствует и управляет», «опираясь на сильную и умную олигархию». Он часто вспоминал слова Вольтера (перефразируя их): «Люди, не умеющие ума своего своего века, еще более жалки и смешны».
–450 страниц), более тысячи писем, явно литературного характера.
Вопросы по творчеству Вяземского