Чубукова Е.В, Мокина Н.В.: Русская поэзия XIX века
Николай Михайлович Языков.
Особенности лирики Н. М. Языкова

Особенности лирики Н. М. Языкова

Первое стихотворение Языкова «Послание к Кулибину» было опубликовано 16-летним автором в 1819 г. в «Трудах Вольного общества любителей российской словесности». Неповторимость языковской лирики практически сразу была отмечена его современниками. «Все были поражены оригинальною формою и оригинальным содержанием поэзии Языкова, звучностью, яркостью, блеском и энергиею его стиха», – так писал впоследствии В. Г. Белинский, позднее весьма критически относящийся к творчеству Языкова. «Буйства молодого певец роскошный и лихой» (Баратынский), «он был смел, и эта смелость была заслугою» (Белинский), «разгул и буйство сил... свет молодого восторга... юношеская свежесть» (Гоголь) – именно эти оригинальные черты поэтического дарования Языкова всегда будут привлекать в его сильных и гармоничных стихах. «Какой избыток чувств и сил, // Какое буйство молодое», – так напишет о юном поэте и А. С. Пушкин.

Языков и сам признавал оригинальность и самобытность своего творчества. В послании 1825 г. «Н. Д. Киселеву» он напишет:

... мои стихи
Живит не ложная свобода,
Им не закон – чужая мода,
В них нет заемной чепухи
И перевода с перевода.

В жанровом плане творчество Языкова весьма разнообразно – послания, элегии, романс, стансы, поэма, сказка. Но о чем бы ни писал Языков – о великом предназначении поэта, о родной стране и ее истории, о любви – его субъективный мир передан через конкретную и яркую живопись, окружающий мир показан через яркие и точные детали.

Время, когда Языков вступает на поэтическое поприще – расцвет русского романтизма, постепенный отход от строгих правил классицизма. Карамзин, Жуковский, Батюшков, Байрон, Пушкин – кумиры юного Языкова. Но, как было замечено, поэзия Языкова лишена тех прямых ассоциативных связей со всей мировой литературой, которые характерны для поэзии Жуковского и Батюшкова. Отличает это Языкова и от поэзии декабристов.

Языкова имеет удивительную способность – она легко переходит от предмета к предмету. Эту ее главную черту Иван Киреевский определил как «стремление к душевному простору». Недаром впоследствии Гоголь сказал о Языкове: «Имя Языкова пришлось ему недаром. Владеет он языком, как араб диким конем своим, и еще как бы хвастает своею властью. Все, что выражает силу молодости, не расслабленной, но могучей, полной будущего, – стало вдруг предметом стихов его. Так и брызжет юношеская свежесть от всего, к чему он прикоснется».

Раздел сайта: