Чубукова Е.В, Мокина Н.В.: Русская поэзия XIX века
Николай Михайлович Языков.
Дерптский период. Вольнолюбивая лирика. "Свободы гордой вдохновенье", "Еще молчит гроза народа". Анализ

Дерптский период. Вольнолюбивая лирика. «Свободы гордой вдохновенье», «Еще молчит гроза народа». Анализ

Наряду с элегиями, «студенческими» песнями, дружескими посланиями Языков пишет цикл «исторических» стихотворений: «Моя родина», «Песнь короля Регнера» (оба 1822 г.); «Песнь Барда», «Баян к русскому воину», «Песнь Баяна» (все 1823 г.). В Дерпте он мечтает написать большую историческую поэму. Любовь к родной истории («воспоминания минувшего», «златые были дальних лет», «святые битвы за свободу») издавна привлекает Языкова; особенно новгородская тематика (сам выбор и трактовка исторической темы) сближает поэзию Языкова с поэзией декабристов. Историческая баллада Языкова «Евпатий» писалась и печаталась одновременно с «Думами» К. Ф. Рылеева; оба поэта связывали жанр исторической баллады с народными традициями.

Понятие «родина» и «свобода» в поэзии Языкова все больше сближаются с его размышлениями об историческом прошлом России, о ее нынешнем пути, с думами о том, что ждет ее в будущем. Эти размышления нашли отражение в двух его элегиях 1824 г. «Свободы гордой вдохновенье!» и «Еще молчит гроза народа». В этих стихотворениях поэт стремился воссоздать художественные принципы «высокого» одического стиля. Эти «элегии» – по существу миниатюрные «гражданские» оды.

Еще молчит гроза народа,
Еще окован русский ум,
И угнетенная свобода
Таит порывы смелых дум.
О! долго цепи вековые
С рамен отчизны не спадут,
Столетья грозно протекут, –
И не пробудится Россия!

В этой элегии «Еще молчит гроза народа» – отразились предчувствие философских брожений, утопических исканий, борьбы славянофилов и западников, всех тех процессов, которые станут знаком существования мыслящих людей в ближайшие десятилетия.

Свободы гордой вдохновенье!
Тебя не слушает народ:
Оно молчит, святое мщенье,
И на царя не восстает.

Покорны вечному ярму,
Сердца не чувствуют несчастья
И ум не верует уму.

Я видел рабскую Россию:

Гремя цепьми, склонивши выю,
Она молилась за царя.

Личная духовная свобода, вольность и независимость студенческой жизни и несправедливость существующего порядка вещей – Языков не примиряет их в своем творчестве. Но что можно сделать? С кем и куда идти? Светлые идеалы свободы и недовольство современной действительностью определяют пафос этих «элегий», пафос свободолюбия.

Жестоки наши времена,

Прощай, поэзия святая,
И здравствуй, рабства тишина!

Эти пессимистические строки Языков напишет уже после разгрома восстания декабристов. Для него самого подобный вывод – настоящая трагедия: высокий идеал свободы кажется ему неосуществимым.

«высокой» гражданской поэзии отделяла его от поэтов элегического направления, которых он вообще невысоко ставил. В своих стихотворениях Языков прокладывает собственный путь, нарушая законы жанра, ломая установившиеся традиции и правила, создавая оригинальный поэтический словарь и тот стремительный энергичный стих, что так восхищал его почитателей.