А. В. Дружинин (некролог)

А. В. ДРУЖИНИН

Некролог

19- го января 1864 года скончался Александр Васильевич Дружинин. Нижеподписавшийся имел счастье находиться в близких отношениях с покойным и надеется со временем напечатать воспоминания, в которых личность Александра Васильевича представится читателю более или менее ярко и верно, в связи с любопытными литературными явлениями, при которых Дружинин начал свое поприще. Мы с ним работали много и дружно для «Современника» в начале его литературной деятельности в 1848 и дальнейших годах, до принятия им редакции «Библиотеки для чтения».

Надо заметить, что начало и продолжение деятельности Дружинина как раз совпало с тем временем, когда министром народного просвещения (к ведомству которого тогда принадлежала литература) был князь П. А. Ширинский-Шихматов, председателем цензуры — переведенный из Казани граф М. Н. Мусин-Пушкин, а влиятельнейшими цензорами — А. И. Фрейганг и А. Л. Крылов, конечно, памятные деятелям той эпохи. Но Дружинин и тут нашелся. Он обладал, между прочим, удивительною силою воли и замечательным характером. Услыхав о затруднении к появлению в свет статьи, только что оконченной, он тотчас же принимался писать другую. Если и эту постигала та же участь, он, не разгибая спины, начинал и оканчивал третью. Кто помнит блеск, живость, занимательность тогдашних фельетонов Дружинина, которые во всей журналистике того времени одни только носили на себе печать жизни, тот согласится, что такой человек в данное время редакции журнала мог бы ломаться сколько душе его угодно. Дружинин был выше этого ломанья, о котором мы упоминаем, потому что оно не чуждо многим достойным дарованиям; наш портфель полон комических фактов по этой части. Это был характер прямой и серьезный. Несмотря на видимую мягкость свою и отвращение от крайностей, это был человек самый крайний там, где того требовали обстоятельства. У него не было отношений натянутых или двусмысленных. «Это едрило», — говорил Дружинин о человеке, который ему не нравился, и отворачивался от него, не справляясь, как это отразится на его житейских делах. Зато он умел любить своих друзей, неохотно изменял о них доброе мнение и считал долгом вступаться за них всякий раз, как слышал суждение, казавшееся ему несправедливым или преувеличенным. Эта благородная черта характера придавала какую-то величавую простоту и в то же время значительность отношениям Дружинина к своим друзьям — чувствовалась их цена. Дружинина искренно любили и уважали.

и честный, точно так же как знают и то, что Дружинин есть истинный основатель общества Литературного фонда. Прибавлять нечего...

Дружинину далеко не было сорока лет. Он уже более двух лет страдал расстройством груди, и смерть его не была неожиданностью. Тем не менее грустно отозвалась она в литературном кругу товарищей и сверстников Дружинина. Чья очередь теперь, друзья мои?..

Примечания

Печатается по изданию: Дружинин А. В. Собрание сочинений, т. VIII. СПб., 1867. с. XV—XVI, с подписью: «Н. Некрасов» — и датой: «10 февраля 1864 г.».

Впервые опубликовано (с исключением по цензурным соображениям начала второго абзаца: от «Надо заметить...» до «... Дружинин и тут нашелся»): С, 1864, № 1 (ценз. разр. — 18 января и 10 февраля 1864 г., вып. в свет — 16 февраля 1864 г.), отд. И, с. 177—178, с подписью «Н. Н-в» и той же датой.

Автограф не найден.

С. 35—36. Нижеподписавшийся имел счастье находиться в близких отношениях с покойным и надеется со временем напечатать воспоминания... — Этому намерению не суждено было осуществиться, очевидно, не случайно. А. В. Дружинин в 1847 г. дебютировал в «Современнике» повестью, близкой натуральной школе, — «Полинька Сакс», затем в конце 1840-х—первой половине 1850-х гг. активно сотрудничал в журнале Некрасова как фельетонист, беллетрист и критик. Впоследствии пути их резко разошлись: к середине 50-х гг. Дружинин вполне сложился как решительный сторонник и пропагандист так называемого «артистического» направления в русской критике («чистое искусство»). Возглавив с 1856 г. «Библиотеку для чтения», он превратил ее в оплот «чистого искусства», вел активную борьбу с «Современником», Чернышевским, демократическим направлением в литературе и критике. В это время Некрасов и Дружинин оказались людьми двух непримиримо враждебных направлений, что наложило определенный отпечаток и на комментируемый некролог: отдавая должное заслугам покойного, Некрасов говорит о нем сдержанно-доброжелательно (ср. его выступления, связанные с кончиной Добролюбова). На похоронах Дружинина Некрасов был официально строг, а по отношению к литераторам, близким покойному по направлению, среди которых было немало бывших друзей Некрасова, чужд и враждебен (см.: Фет А. А. Мои воспоминания, т. И. М., 1890, с. 5—6).

С. 36. ... начало и продолжение деятельности Дружинина как раз совпало с тем временем, когда... — Речь идет о цензурном терроре в годы так называемого «мрачного семилетия» (1848—1855). Не имея возможности сказать об этом прямо, Некрасов перечисляет имена реакционных чиновников, во власти которых тогда находились литература и журналистика. Однако при первой публикации некролога в «Современнике» и такое упоминание об эпохе «мрачного семилетия» оказалось невозможным: весь этот пассаж пришлось снять (см. с. 404), текст восстановить удалось лишь при перепечатке.

С. 36. Кто помнит блеск, живость, занимательность тогдашних фельетонов Дружинина... — Речь идет главным образом о двух больших фельетонных циклах А. В. Дружинина — обозрении журналов под заглавием «Письма Иногороднего подписчика» (1848—1854) и «Сентиментальное путешествие Ивана Чернокнижникова по петербургским дачам» (1850). Эти циклы, особенно последний, отличались не только блеском и живостью изложения, но и поверхностно-развлекательным характером содержания. Позже, в годы общественного подъема 1860-х гг., подобные фельетоны на страницах некрасовского «Современника» были уже невозможны.

— Эти слова вызвали выпад Н. Н. Страхова в его «Заметках летописца» в журнале «Эпоха» за март 1864 г.: «Любопытно, очень любопытно! Так ломаются, сильно ломаются? И кто бы такой это был? Кто эти достойные дарования, наполнившие портфель г. Н-ва комическими фактами? Неужели г. Щедрин? Или, может быть, г. Антонович? Неужели же г. Пыпин?

„Современника”» (Страхов Н. Н. Из истории литературного нигилизма. СПб., 1890, С. 348).

С. 37. ... Дружинин есть истинный основатель общества Литературного фонда. — Литературный фонд — общество для пособия нуждающимся литераторам и ученым, основано в 1859 г. Дружинин выдвинул предложение о создании организации подобного типа в статье «Несколько предложений к устройству русского литературного фонда для пособия нуждающимся лицам ученого и литературного круга» (см.: БдЧ, 1857, № 11). Активное участие в работе Литературного фонда принимал Некрасов.

Раздел сайта: