Журнальные отметки (27 февраля 1843)

ЖУРНАЛЬНЫЕ ОТМЕТКИ

ПЕТЕРБУРГСКАЯ ХРОНИКА

(27 февраля 1843)

Много балов, маскарадов, танцевальных вечеров, спектаклей публичных и домашних было на масленице! Люди веселящиеся, живущие в вихре света, на лету ловили наслаждения, перелетая с одного бала на другой, и едва успевали побывать везде. Маскарады Дворянского собрания, семейные вечера Клуба Соединенного общества, недавно учредившегося, — маскарады Большого театра, — все это было полно в масленицу самою разнообразною публикою. На площади Исакиевской, особенно в последние два дня, с утра до вечера стечение народа было необыкновенное: простой народ веселился нараспашку! Для всякого балагана находилась своя публика, и ни один из них не мог жаловаться на' недостаток посетителей в хорошие дни; но у Сулье и Легата количество посетителей было неимоверное... Много было в масленицу шуму, танцев, веселья самого неистового, неподдельного, оглушительного; но масленица прошла, Петербург угомонился, стих: он отдыхает от впечатлений шумного праздника и собирается с духом для новых увеселений. Перспектива удовольствий более солидных, более спокойных предстоит петербургской публике в великий пост... Весть о приезде Рубини мгновенно разнеслась по всему Петербургу, отозвалась радостным гулом в сердцах дилетантов, оживила всех надеждою на высокое эстетическое наслаждение. Слава Рубини так громадна; так единодушно, так энтузиастически восхищается им в продолжение многих лет вся Европа, что, без сомнения, будет чего послушать, будет от чего прийти в восторг петербургской публике, не избалованной отличными певцами. Рубини признан первым из существующих в настоящее время теноров, как по силе, отчетливости и необыкновенной гибкости голоса, так и по искусству, с каким он умеет управлять своим голосом. Рубини родился в Романо и образовался под влиянием друга своего Ноццари. Славное поприще его началось в 1814 году дебютом в Турине; потом он пел в Венеции, в Неаполе, в Риме, в Палермо. В Неаполе Рубини прельстился прекрасным дарованием и красотою французской певицы Аделаиды Шанель, — и, недолго думая, женился. В 1824 году он пел в Вене; успех его был так велик, что он наконец решился показаться Парижу. Обильные дани рукоплесканий не замедлили оправдать решимость гениального певца: в «Отелло», «Анне Бо- лейн», «Сомнамбуле» он произвел эффект необыкновенный. С тех пор слава Рубини росла не по дням, а по часам... Мы скоро услышим знаменитого гостя нашей северной столицы и тогда скажем о нем более. Первый концерт Рубини назначен, как можно видеть из 42 нумера «Инвалида», — 2-го марта. Можно заранее сказать, что в зале не будет порожнего стула, — Петербург страстный поклонник знаменитостей, особенно когда они являются к нему из-за границы!

— устроенное первоначально для панорамы, потом употребленное на неудачное подражание диарамам и косморамам, вслед за тем обращенное в магазин произведений живописи и наконец поступившее в распоряжение г-на Ле-Мольта, который перенес туда свои бюсты и физионотип. Такова история дома, который ныне носит название «Детского театра»; ошибаются те, которые думают, что представления г. Ле-Мольта интересны только для детей. Представления эти так полны и разнообразны, до такой степени живы и занимательны, что, вероятно, никому, кто бывал на них, не казались ни скучными, ни утомительными. Полюбуйтесь, например, хоть полиора- мою — прекрасным и совершенно новым в своем роде изобретением. Вдали вы видите швейцарскую хижину: покрытая снегом и окруженная нагими деревьями, она сиротливо прислонилась к подножию величественной горы; обнаженные кусты и деревья, снег, как саван покрывающий всю равнину, возбуждают в душе вашей тяжелое чувство; вам хотелось бы весны, зелени, смеющегося неба. И вот перед вами весна в полном уборе: зеленый ковер расстилается во всю длину равнины, деревья цветут! Картина весны, тихая, смеющаяся, вас утомила—вот вам зрелище более эффектное: ландшафт озаряется красноватым светом, хижина горит, и пламя, поднявшись к облакам, превращается в столб густого черного дыма, который возвышается, как надгробный памятник, над развалинами погибшей хижины. Затем из пепла образуются мало-помалу крытые переходы, колоннады и своды; горы и груды мусора, постепенно изменяясь, превращаются в чудное здание. Таким образом от тридцати до сорока видов сменяются один другим, причем наблюдается известная система, способствующая к возбуждению и поддержанию любопытства в зрителях. Вот что значит полиорама. Но этого мало: господин Ле-Мольт с помощию своего искусства представляет сцены, в которых есть даже движение, жизнь. Между такими сценами первое место занимает переход Наполеона через гору Сен-Бернар. Здесь вы видите перед собою высокую, покрытую снегом гору. Вдали раздаются пушечные выстрелы и колокольный звон. Длинные ряды солдат огибают, подобно змеям, бока и вершины Сен-Бернара; внизу, по равнине, проходит многочисленное войско. Здесь тащат пушку, там лафет, далее несут на носилках раненых офицеров; в заключение является сам Наполеон на лошади, приветствует окружающих его воинов и снимает несколько раз шляпу; затем тянутся новые ряды войска. Согласитесь, на такие вещи могут смотреть с удовольствием не одни дети. Как приятную новость спешим сообщить публике, что г. Ле- Мольт не ограничивает своей деятельности заведованием Детским театром и тем, что доселе в нем делалось. Он намерен дать 4-го, 8-го, 11-го и 18-го марта вечера опытной физики, предметом которых будут электричество, гальванизму магнетизму гальванопластика и гальваническое золочение.

Г-н Ле-Мольт, член разных естествоиспытательных обществ французских, известен в Европе занятиями по части гальванопластики. Нет сомнения, что он сумеет сделать лекции свои занимательными и полезными для нашей публики, — в чем несколько ручается и прекрасный эпиграф, избранный им для своей программы: «Незнающие научатся, а знающим приятно будет вспомнить». В состав лекций г. Ле-Мольта войдут и опыты, — следовательно, будет не только чтб послушать, но и посмотреть. Абонемент очень дешевый: первые места за пять вечеров—25 рублей, вторые—15 рубл. ассигн. Лекции будут происходить в зале Детского театра.

Отчет о действиях рисовальных школ в Санкт-Петербурге, напечатанный в 42-м № «Инвалида», представляет очень утешительные результаты, которые мы считаем нужным привести здесь вместе с отчетом воскресной школы при Технологическом институте. В рисовальной школе для вольноприходящих непременных учеников, посещающих классы во все дни, на Васильевском острову, в таможенном здании, было по рисованию, черчению и леплению из глины 147 уроков, состоявших из 588 часов; воскресные же ученики, посещающие школу только по воскресеньям и дозволенным табельным дням, имели 57 уроков, состоявших из 228 часов. Учеников считается в школе непременных 230 и воскресных 40, всего 270 человек, между которыми большинство составляют фабричные подмастерья и ремесленники (91), остальные из кантонистов, писарей и граверов (57), из мещан (22), комнатных и других живописцев (12), купеческого сословия (15), крестьян и дворовых людей (26), детей священнослужителей и художников (3), иностранцев (5), чиновников и дворян (39). Успехи учеников довольно значительны; особенно отличился класс, в котором рисуют с гипсовых антиков, орнаментов и фигур. Произведены также очень удачно многие работы из глины и вылиты из гипса. Женское отделение рисовальной школы, учрежденное 22 мая 1842 года и состоящее под покровительством ее императорского высочества великой княгини Марии Николаевны, открыто 24 сентября 11-ю ученицами; число учениц впоследствии умножилось до 40. Здесь обучаются ученицы возрастом от 12 до 24 лет; они состоят из дочерей мастеровых и мещан (5), из купеческого звания (7), из дворянок (24), из воспитанниц школы Женского патриотического заведения (2) и т. д. Успехи некоторых учениц, сверх ожидания, превосходят успехи учеников рисовальной школы. — Гальванопластическое отделение, высочайше утвержденное при той же школе 27 марта 1842 года, открыто 12 августа. Первый курс, начавшийся 10-ю учениками, окончен 1 декабря. Ученики, получив в этом отделении надлежащие познания в гальванопластике и потом, пред окончанием курса, будучи обучены гальваническим способам золочения г. Брианом, и серебрения — майором Евреино- вым, распущены. Второй курс начался 5 декабря 15 учениками и окончен в последних числах января месяца. — В воскресной рисовальной школе, находящейся при Технологическом институте, в течение 1842 года было 49 уроков, или 196 часов; в каждый праздник обучаются до 120 учеников из подмастерьев и работников золотых и бронзовых дел, резчиков на дереве, столяров, токарей, иконописцев и комнатных живописцев (23), из крестьян и дворовых людей (32), из мещан и разночинцев (27), купеческого сословия (10), иностранцев (4), детей чиновников (21) и дворян (3). Выставленные 24 июня 1842 года в день публичного испытания воспитанников Технологического института, в большой аудитории сего заведения, работы учеников воскресной рисовальной школы, как-то: чертежи с машин, рисунки с оригиналов, гипсовых фигур, иконы и живопись на фарфоре и стекле обратили на себя внимание публики и свидетельствовали, что попечения этой школы об ознакомлении ремесленников с лучшими и новейшими произведениями относительно форм и украшений разных предметов были не тщетны и достигают цели, ей предназначенной. Пожелаем, чтобы успехи рисовальных школ на будущее время были еще блистательнее.

помощь, они взорвали редут, себя и врагов своих на воздух... Из числа воинов, погибших таким образом, семь человек были урожденцы Московской губернии; имена их по справедливости должны жить вечно в памяти русских. Вот они: Дементий Савельеву Волоколамского уезда, деревни Татаренки, помещицы Ко- руниной; Осин Зарубин9 Можайского уезда, деревни Поречья, помещика действительного тайного советника С. С. Уварова; Егор Карпову из мещан города Богородска; Кузьма Трофимову Можайского уезда, казенной деревни Дары; Андрей Баранову Клинского уезда, деревни По- повки, помещицы кн. Долгорукой; Федор Волкову Богородского уезда, казенной деревни Усадбищ; Алексей Лепешкину Дмитровского уезда, казенной деревни Лепешек. Вдовам погибших воинов по Высочайшему повелению выдано — двум по пятидесяти и пяти по двадцати пяти рублей серебром и, сверх того, тем из них, у которых есть сыновья-кантонисты, повелено отдать каждой по сыну, выключив таковых из военного ведомства. Это мы узнали из недавно полученного нами 3-го № Московских губернских ведомостей».

поставлено и сыграно четыре новые пьесы. Деятельность изумительная! Пьесы, не отличаясь особенным достоинством, очень забавляли публику, потому что явились кстати и вовремя. Вот их названия: «Камилла, или Брат и сестра», комедия Скриба и Баяра, перевод П. Федорова; «Час в тюрьме», водевиль, переведенный Д. Ленским; «Еще Руслан и Людмила», шутка, заимствованная с французского г. И. Акселем; «Любовные проказы, или Ночь после бала», комедия-водевиль, переведенная с французского гг. Григорьевым 1 и А. Б. — Лучшая из них «Камилла»; завязка ее очень проста и обработана с искусством, которым владеет один Скриб. В «Камилле» в первый раз явилась на сцену сестра режиссера здешней драматической труппы, д(еви)ца Куликова в роли Фанни. Г-жа Куликова еще очень молода: ей, по-видимому, едва ли есть шестнадцать лет. Несмотря на это, она сыграла свою первую роль мило, развязно и отчетливо. Видевшие ее дебют единодушно согласны, что в ней есть все качества, нужные для того, чтоб сделаться со временем замечательною артисткою. Приятный голос, благородная простота, непринужденность в манерах и выразительная, привлекательная наружность — вот достоинства, которыми обратила на себя общее внимание г-жа Куликова; нельзя было также не заметить в ее игре проблесков таланта и неподдельного чувства. Публика приветствовала юную дебютантку громким одобрением. Пожелаем, чтобы г-жа Куликова избрала примером себе на драматическом поприще прекрасную и талантливую сестру свою, известную московскую артистку г-жу Орлову, и, подобно ей, вполне оправдала надежды, возбужденные своим первым дебютом. Г-жа Куликова еще в таких летах, когда люди любят искусство для искусства, а не для посторонних целей: стоит сохранить подолее такое прекрасное направление, — и, нет сомнения, успех превзойдет ожидания...

Стихи в упадке. Надобно, чтоб стихи были слишком хороши или чтоб под ними стояло громкое имя, чтобы заставить публику прочесть их. Век наш—век положительный; он так занят прозой жизни, что ему решительно не до стихов. Есть, однако ж, род стихов, на чтение которых находит время даже наш недосужий век, — это стихи юмористические, которые взглядывают на природу, на человека, на современные нововведения, на все события, важные и неважные, с сатирической точки. Такие стихи теперь в моде во всей Европе. Вот почему мы решаемся указать читателям на вышедшую на днях небольшую книжечку под названием «Статейки в стихах». Под этим скромным, незатейливым заглавием издатель предлагает публике два стихотворения. Одно из них называется «Встреча старого 1842 года с новым 1843»; другое — «Говорун», записки петербургского жителя Ф. А. Белопяткина. Как в первом, так и во втором любители произведений такого рода найдут много интересного. В первом находится несколько свежих оригинальных мыслей, изложенных стихами довольно звучными. Во втором рассматривается с юмористической стороны большая часть новостей, занимавших Петербург в последнее время. Книжечка издана очень красиво и продается по весьма дешевой цене.

Печатается по тексту первой публикации

Впервые опубликовано: РИ. 1843, 27 февр., № 44, с. 173—175.

Принадлежность Некрасову установлена М. М. Гином (Гин М. Неизвестный фельетон Н. А. Некрасова. — РЛ, 1965, № 2, с. 162—165) по следующим данным:

1) Хвалебный отзыв о дебюте А, И. Куликовой (Шуберт) 16 февраля 1843 г. на сцене Александрийского театра в комедии О. -Э. Скриба и Ж. -Ф. -А. Баяра «Камилла, или Сестра и брат» — единственный печатный отзыв, подтверждающий следующее свидетельство артистки: «Перед выходом на сцену я все говорила брату, что меня будут ругать в газетах, так как знала, что брат со всеми в ссоре: тогда он разошелся с Краевским и Панаевым, а Белинского постоянно ругал. Вдруг читаю — не помню, в „Литературной газете" или „Литературных прибавлениях" — чудесный отзыв, в котором выражалась надежда, что я со временем буду Асенковой (...) Я даже заплакала от радости. Оказалось, писал Некрасов. Стыдно вспомнить: когда брат спросил меня: „Знаешь ли, кто про тебя написал?" и указал на Некрасова, сидевшего тут же и глядевшего на меня ласковыми глазами, я сделала кислую мину...» (Шуберт А. И. Моя жизнь. Л., 1929, с. 86). Расхождение в деталях свидетельства Куликовой- Шуберт (название газеты и имя артистки — предмета для подражания) объясняется давностью событий, о которых она вспоминает. Первые краткие доброжелательные отзывы «Литературной газеты» об игре Куликовой появились значительно позднее (ЛГ, 1843, 2 мая, № 17, с. 343; 1844, 1 янв., № 1, с. 21);

2) Фельетон содержит первое рекламное сообщение о выходе в свет первого выпуска «Статеек в стихах без картинок», издававшихся Некрасовым. Первое объявление книжного магазина М. Д. Ольхина о поступлении в продажу «Статеек в стихах...» — СП, 1843, 3 марта, № 48. Авторами этого выпуска были Н. И. Куликов («Встреча старого 1842 года с новым 1843») и caivl Некрасов (первая часть «Говоруна»);

«снег, как саван»).

С. 16. ... семейные вечера Клуба Соединенного общества, недавно учредившегося... — Клуб Соединенного общества (в просторечии — чиновничий клуб) был образован в 1842 г. и находился в доме г-жи Энгельгардт (ныне — Невский проспект, д. 30). В течение 1842 года клуб «приходил в устройство и порядок» и стал функционировать с начала 1843 г. (ЛГ, 1842, 15 ноября, № 45, с. 924). Членами этого клуба могли быть чиновные люди, артисты, купцы первых двух гильдий. Каждую пятницу в Клубе Соединенного общества бывали т. н. семейные вечера, на которых собиралось до 400 человек членов и гостей.

С. 16. ... у Сулъе и Легата... — Л. Сулье — цирковой наездник, показывавший на городских площадях и в пригородах Петербурга «конские ристалища» (подробнее см.: наст, изд., т. I, с. 682); Легат — содержатель балагана на Адмиралтейской площади. Ср.: наст, изд., т. VII, с. 561-562.

С. 16. Весть о приезде Рубини мгновенно разнеслась по всему Петербургу... — Итальянский тенор Д. -Б. Рубини (1795—1854) приехал в Петербург 19 февраля 1843 г. Первые сообщения об этом см.: СП, 1843, 22 февр., № 40, с. 158; 24 февр., № 42, с. 165. Прошедшие с большим успехом гастроли певца в Петербурге с марта по май 1843 г. дали возможность заключить контракт с итальянской оперной труппой во главе с Рубини. Последовавшие за тем два театральных сезона (октябрь 1843—январь 1844 и октябрь 1844—февраль 1845) из-за огромного успеха труппы были прозваны «итальянскими».

«Отелло» — опера Д. Россини (1816).

«Анна Болейн» — опера Г. Доницетти (1830).

С. 17. «Сомнамбула» — опера В. Беллини (1831).

С. 17. Первый концерт Рубини назначен, как можно видеть из 42 нумера «Инвалида», 2-го марта.— В № 42 «Русского инвалида» от 25 февраля 1843 г. помещено объявление «Концерты г. Рубини» (с. 168), где указаны даты всех выступлений Рубини на март 1843 г. в Петербурге (зал Дворянского собрания) и в Москве.

— Диорама (диарама) — экспозиция изображения на просвечивающем, специально освещенном материале; косморама — планетарий.

С. 17. Физионотип — физиономическая галерея.

«,Детского театра»... — Детский театр помещался в доме Треборна по Большой Морской, № 17 (угол Кирпичного переулка).

С. 18. ... переход Наполеона через гору Сен-Бернар. — Сен-Бернар — перевал в Альпах. Неожиданный переход через него и вторжение армии Наполеона в Италию обеспечили ему победу в битве при Маренго (14 июля 1800 г.) и завоевание Ломбардии.

«Инвалида»... — См.: РИ, 1843, 25 февр., № 42, с. 166—167.

С. 19. Кантонисты — солдатские сыновья, числившиеся со дня рождения за военным ведомством.

С. 19. ... из воспитанниц школы Женского патриотического заведения... — Имеется в виду одна из школ Санкт-Петербургского Женского патриотического общества, образованного в 1812 г. в целях благотворительной деятельности и оказания материальной и медицинской помощи пострадавшим во время Отечественной войны. Впоследствии Общество считало своей задачей заботу «преимущественно о детях женского пола беднейшего состояния, оказывать им призрение, доставлять пропитание, обучать всему необходимому в житейском быту, внушать им всего паче добрую нравственность...» (Краткий исторический очерк действий Санкт-Петербургского Женского патриотического общества со времени его основания (1812 года) и сведения о способах Общества, членах его и частных школах. СПб., 1848, с. 9). К 1843 г. в Петербурге было 12 женских школ Женского патриотического общества. Васильевская (Василеостровская) школа — ближайшая к Санкт-Петербургской таможне, находившейся на стрелке Васильевского острова (ныне здание Института русской литературы РАН (Пушкинского Дома)), находилась «в Галерной гавани во 2-й улице с Большого проспекта, в доме чиновника Петрова № 897/4».

— 22 марта 1841 г. малочисленный гарнизон Михайловского укрепления на черноморском юбережье Кавказа, чтобы не сдаться живым в руки 12-тысячному отряду горцев, поднял себя на воздух. Взрыв совершил рядовой 9-й мушкетерской роты Тенгинского полка Архип Осипов. См.: Ракович Д. В. Тенгинский полк на Кавказе. 1819—1846. Тифлис, 1900, с. 211—223.

— И. И. Григорьев.

С. 21. ... известную московскую артистку г-жу Орлову... — Имеется в виду П. И. Орлова.

Раздел сайта: