• Наши партнеры:
    Туалетные перегородки в детский сад
  • Памяти Асенковой ("В тоске по юности моей...")

    
    В тоске по юности моей
    И в муках разрушенья
    Прошедших невозвратных дней
    Припомнив впечатленья.
    
    Одно из них я полюбил
    Будить в душе суровой,
    Одну из множества могил
    Оплакал скорбью новой...
    
    Я помню: занавесь взвилась,
    Толпа угомонилась -
    И ты на сцену в первый раз,
    Как светлый день, явилась.
    
    Театр гремел: и дилетант,
    И скептик хладнокровный
    Твое искусство, твой талант
    Почтили данью ровной.
    
    И точно, мало я видал
    Красивее головок;
    Твой голос ласково звучал,
    Твой каждый шаг был ловок;
    
    Дышали милые черты
    Счастливым детским смехом...
    Но лучше б воротилась ты
    Со сцены с неуспехом!
    
    Увы, наивна ты была,
    Вступая за кулисы,-
    Ты благородно поняла
    Призвание актрисы:
    
    Исканья старых богачей
    И молодых нахалов
    Куплеты бледных рифмачей
    И вздохи театралов -
    
    Ты всё отвергла... Заперлась
    Ты феей недоступной -
    И вся искусству предалась
    Душою неподкупной.
    
    И что ж? обижены тобой,
    Лишенные надежды,
    Отмстить решились клеветой
    Бездушные невежды!
    
    Переходя из уст в уста,
    Коварна и бесчестна,
    Крылатым змеем клевета
    Носилась повсеместно -
    
    И всё заговорило вдруг...
    Посыпались упреки,
    Стихи и письма, и подруг
    Нетонкие намеки...
    
    Душа твоя была нежна,
    Прекрасна, как и тело,
    Клевет не вынесла она,
    Врагов не одолела!
    
    Их говор лишь тогда затих,
    Как смерть тебя сразила...
    Ты до последних дней своих
    Со сцены не сходила.
    
    В сознаньи светлой красоты
    И творческого чувства
    Восторг толпы любила ты,
    Любила ты искусство,
    
    Любила славу... Твой закат
    Был странен и прекрасен:
    Горел огнем глубокий взгляд,
    Пронзителен и ясен;
    
    Пылали щеки; голос стал
    Богаче страстью нежной...
    Увы! Театр рукоплескал
    С тоскою безнадежной!
    
    Сама ты знала свой удел,
    Но до конца, как прежде
    Твой голос, погасая, пел
    О счастье и надежде.
    
    Не так ли звездочка в ночи,
    Срываясь, упадает
    И на лету свои лучи
    Последние роняет?..
    
    (Ноябрь 1854, апрель 1855)

    Примечания

    Печатается по Ст 1873, т. I, ч. 1, с. 74-77.

    "Воспоминание. (Отрывок)" и с подписью: "Н. Некрасов".

    В собрание сочинений впервые включено (под тем же заглавием): Ст 1856. Перепечатывалось (с заглавием: "Памяти --ой") в 1-й части всех последующих прижизненных изданий "Стихотворений".

    Черновой автограф без заглавия среди записей, относящихся к весне 1855 г., - ГБЛ (Зап. тетр. No 3, л. 82-80). В этом автографе- две редакции ст. 1-40 и набросок ст. 61-62. Более поздний сводный черновой автограф с заглавием: "Воспоминание. (Памяти А-ой)" и датой: "1854 ноябрь-1855 апрель" - ЦГАЛИ (Зап. тетр., л. 7-8 об.). Беловой автограф с заглавием: "Актриса. [Памяти Н. Н. А.]" - ГБЛ (Солд. тетр., л. 77 об. - 81). Черновые автографы показывают, что Некрасов вначале колебался, строить ли повествование в форме обращения к героине или в 3-м лице. В чер-повом автографе ЦГАЛИ и в беловом автографе ГБЛ после ст. 48 были еще 16 строк, впоследствии перешедших в стихотворение "Прекрасная партия", причем первые 8 из них подверглись значительной правке (ср. в "Прекрасной партии" ст. 161-176).

    В Ст 1879 ошибочно датировано: "1853". Датируется по черновому автографу ЦГАЛИ.

    На полях своего экземпляра Ст 1873, т. I, ч.. 1, Некрасов пометил: "Актрисе Асенковой, блиставшей тогда. Бывал я у нее; помню похороны, - похожи, говорили тогда, на похороны Пушкина: теперь таких вообще не бывает. Это собственно эпизод из пьесы "Прекрасная партия", которую писал наскоро для Дружинина, не успел отделать, и она долго валялась" (Ст 1879, т. IV, с. XXXIV). Слова "для Дружинина" в данном случае означают: для выходившей под редакцией А. В. Дружинина "Библиотеки для чтения".

    (1817-1841) - водевильная и драматическая актриса. Сильное впечатление, которое произвела игра Асенковой на юношу Некрасова, отразилось в стихотворении 1840 г. "Офелия". Около 1840 г. Некрасов мог бывать у нее, поскольку ее квартира была местом, где часто собиралась увлекавшаяся театром молодежь (сводку материалов об отношении Некрасова к Асенковой см. в работе Н. И. Куделько, помещенной в кн.: Евгеньев-Максимов В. Е. и др. Некрасов и театр. Л. -М., 1948, с. 54-74), Асенкова умерла от туберкулеза, В ст. 29-48 точно описаны обстоятельства, предшествовавшие ее смерти. Похороны Асенковой (22 апреля) были очень многолюдными (см. их описание в ЛГ от 24 апр. 1841 г.) и, видимо, отчасти приняли характер политической демонстрации (об этом А. Ф. Кони говорил К. И. Чуковскому - см.: ПСС, т. I, с. 541): среди отвергнутых артисткой "бездушных невежд" называли Николая I, которого многие считали главным виновником ее ранней смерти. Биограф Асенковой сообщает: "С именем В. Н. Асенковой связана также легенда, переданная нам лично М. Г. Савиной (со слов артистов П. А. Каратыгина и П. К. Громовой) и А. Ф. Кони (со слов своего отца Ф. А. Кони), что в последний год жизни Асенковой Николай грубо пытался снискать расположение артистки. Но Асенкова "посмела" уклониться от этой "чести" Военщина, стоявшая за спиной Николая, подвергла ее яростной травле, и артистка, не выдержав нравственной пытки, приняла яд. Все усилия лучших врачей не могли спасти ее" (Брянский А. М.

    И ты на сцену в первый раз... - Дебют Асенковой на сцене Александрийского театра 21 января 1835 г. прошел с огромным успехом. Присутствовать на этом спектакле Некрасов не мог: он приехал в Петербург лишь через три с лишним года.

    Твой закат был странен и прекрасен... -