• Наши партнеры
    Сэндвич панели стеновые металлические цена на сэндвич панели ural-construction.ru.
  • Пожарище

    
    Весело бить вас, медведи почтенные,
    Только до вас добираться невесело,
    Кочи, ухабины, ели бессменные!
    Каждое дерево ветви повесило,
    Каркает ворон над белой равниною,
    Нищий в деревне за дровни цепляется.
    Этой сплошной безотрадной картиною
    Сердце подавлено, взор утомляется.
    Ой! надоела ты, глушь новгородская!
    Ой! истомила ты, бедность крестьянская!
    То ли бы дело лошадка заводская,
    С полостью санки, прогулка дворянская?..
    Даже церквей здесь почти не имеется.
    Вот наконец впереди развлечение:
    Что-то на белой поляне чернеется,
    Что-то дымится - сгорело селение!
    Бедных, богатых не различающий,
    Шутку огонь подшутил презабавную:
    Только повсюду еще украшающий
    Освобожденную Русь православную
    Столб уцелел - и на нем сохраняются
    Строки: "Деревня помещика Вечева".
    С лаем собаки на нас не бросаются,
    Думают, видно: украсть вам тут нечего!
    (Так. А давно ли служили вы с верою,
    Лаяли, злились до самозабвения
    И на хребте своем шерсть черно-серую
    Ставили дыбом в защиту селения?..)
    Да на обломках стены штукатуренной
    Крайнего дома - должно быть, дворянского -
    Видны портреты: Кутузов нахмуренный,
    Блюхер бессменный и бок Забалканского.
    Лошадь дрожит у плетня почернелого,
    Куры бездомные с холоду ежатся,
    И на остатках жилья погорелого
    Люди, как черви на трупе, копошатся...
    
    (1863)

    Примечания

    Печатается по Ст 1873, т. II, ч. 3, с. 125-126.

    Впервые опубликовано: С, 1863, N 9-10, с. 519-520, с подписью: "Н. Некрасов".

    В собрание сочинений впервые включено: Ст 1864, ч. 3. Перепечатывалось в 3-й части всех последующих прижизненных изданий "Стихотворений".

    Автограф не найден.

    В Ст 1879 датировано: "1863". Эта дата принимается и в настоящем издании.

    Блюхер Г. Л. (1742-1819) - прусский фельдмаршал, участник сражения при Ватерлоо (1815). Его лубочный портрет в течение долгого времени распространялся в России. Об этом портрете как обычном украшении крестьянской избы упоминает Некрасов в поэме "Кому на Руси жить хорошо" в главе "Сельская ярмонка".

    Забалканский

    Разделы сайта: