* * * ("У людей-то в дому - чистота, лепота...")


У людей-то в дому - чистота, лепота,
А у нас-то в дому - теснота, духота.

У людей-то для щей - с солонинкою чан,
А у нас-то во щах - таракан, таракан!

У людей кумовья - ребятишек дарят,
А у нас кумовья - наш же хлеб приедят!

У людей на уме - погуторить с кумой,
А у нас на уме - не пойти бы с сумой?

Кабы так нам зажить, чтобы свет удивить:
Чтобы деньги в мошне, чтобы рожь на гумне;

Чтоб шлея в бубенцах, расписная дуга,
Чтоб сукно на плечах, не посконь-дерюга;

Чтоб не хуже других нам почет от людей,
Поп в гостях у больших, у детей - грамотей;

Чтобы дети в дому - словно пчелы в меду,
А хозяйка в дому - как малинка в саду!

Примечания

Цикл "Песни".

Печатается по Ст 1873, т. II, ч. 4, с. 178-186.

Впервые опубликовано: "Сват и жених" - ОЗ, 1868, N 4, с. 531- 532, с подписью: "Н. Некрасов"; "Гимн" - ОЗ, 1868, N 12, с. 322, с подписью: "Н"; остальные три песни - Ст 1869, ч. 4, с. 174-182, где они вместе с двумя ранее напечатанными составили единый цикл под общим названием "Песни" (перепечатано: Ст 1873, т. II, ч. 4).

Автограф ст. 15-19 стихотворения "Катерина" - ИРЛИ, ф. 203, ед. хр. 11, л. 1.

Датируется 1866 г. по Ст 1879.

Первые четыре песни фольклорного характера. Однако, как писал Н. П. Андреев, это "не обработка непосредственно фольклорного материала, а самостоятельное творчество Некрасова в духе и стиле фольклора". Андреев особо выделяет "Катерину": "... песенность "Катерины" настолько велика, что стихотворение это стало действительно песней и вошло в широкий песенный обиход" (Андреев Н. "Катерина" в то же время полемична как по отношению к тем песням, где поется о женском терпении, так и по отношению к славянофильским концепциям, идеализировавшим его. Славянофил Т. И. Филиппов именно так истолковал старинную народную песню "Взойди, взойди, солнце, не низко, высоко..." (Рус. беседа, 1856, N 1, с. 88-91). С особым восторгом писал Филиппов о словах "Потерпи, сестрица! Потерпи, родная!". В противовес этому Некрасовым создана песня, рисующая образ задорной, бойкой женщины, смело нарушающей патриархальную заповедь (см.: Чуковский К. Собр. соч., т. IV. М., 1967, с. 501-503; Бухштаб В. К истории стихотворения Н. А. Некрасова "Катерина". -Некр. сб., I, с. 68-69, 86-101). Возможно, что песня направлена и против пьесы А. Н. Островского "Не так живи, как хочется" с ее славянофильскими иллюзиями о необходимости и благостности терпения. Критик Н. Н. Страхов объявил "Катерину" противоречащей мировоззрению народа Заметки о Пушкине и других поэтах. СПб., 1888, с. 136). Однако Некрасов, создавая "Катерину", исходил из народного творчества в той его части, где рисуется активный, волевой характер. "Жажда личного счастья, желание любить не по указке других, не по предписанию родителей, церковных и гражданских законов, а по собственной воле и выбору, - вот основной мотив не только любовной, но и семейно-бытовой лирики" {Розанов И. Н. Борьба с "Домостроем" в народной лирике. - В кн.: Проблемы реализма в русской литературе XVIII века. М. -Л., 1940, с. 190).

Отмечая связь стихотворения "Сват и жених" с пушкинским стихотворением 1833 г. "Сват Иван", К. Шимкевич указывал, что в рукописи стихотворения "Сват Иван" Пушкин нарисовал пьяного мужика с полуштофом и что этому рисунку у Некрасова соответствует примечание автора: "В кабаке за полуштофом" (см.: Некрасов и Пушкин. - В кн.: Пушкин в мировой литературе. М. -Л., 1926, с. 342). Как и Пушкин, Некрасов строит стих на основе "скороговорки балалаечного типа" (Эйхенбаум В. О поэзии. Л., 1969, с. 67). О соотношении стихотворений "Сват и жених" и "Сват Иван" см. также: Прийма Ф. Я.

Стихотворение "Гимн" Некрасов, очевидно, хотел противопоставить официальному русскому гимну. К. И. Чуковский отмечал, что первая фраза "Господь, твори добро народу" явно перефразирует "Боже, царя храни!" (см.: ПССт 1934-1937, т. II, кн. 2, с. 817).

Неоднократно положены на музыку: "У людей-то в дому - чистота, лепота..." - А. П. Бородин, 1890; Ц. А. Кюи, 1902; "Катерина" - Ц. А. Кюи, 1902; "Молодые" - Ц. А. Кюи, 1902; Д. Г. Корнилов, 1904; А. С. Ильященко, 1911; "Сват и жених" - Э. Ф. Направник, 1889; Ц. А. Кюи, 1902; Н. И. Компанейский, 1909; Т. С. Сидо-ренко-Малюкова, 1964; "Гимн" - Ю. Д. Энгель; С. А. Гилев, 1911; М. А. Гольтинсон, 1912; А. Н. Чернявский, 1913).