Суд (Современная повесть)


   Современная повесть

   1

"Однажды, зимним вечерком"
Я перепуган был звонком,
Внезапным, властным... Вот опять!
Зачем и кто - как угадать?
Как сладить с бедной головой,
Когда врывается толпой
В нее тревожных мыслей рой?

Вечерний звон! вечерний звон!
Как много дум наводит он!

За много лет всю жизнь мою
Припомнил я в единый миг,
Припомнил каждую статью
И содержанье двух-трех книг,
Мной сочиненных. Вспоминал
Я также то, где я бывал,
О чем и с кем вступал я в спор;
А звон неумолим и скор,
Меж тем на миг не умолкал,
Пока я брюки надевал...

О невидимая рука!
Не обрывай же мне звонка!
Тотчас я силы соберу,
Зажгу свечу - и отопру.
Гляжу - чуть теплится камин.
Невинный "Модный магазин"
(Издательницы Софьи Мей)
И письма - память лучших дней -
Жены теперешней моей,
Когда, наивна и мила,
Она невестою была,
И начатый недавно труд,
И мемуары - весом в пуд,
И приглашенья двух вельмож,
В дома которых был я вхож,
До прейскуранта крымских вин -
Всё быстро бросил я в камин!
И если б истребленья дух
Насытить время я имел,
Камин бы долго не потух.
Но колокольчик мой звенел
Что миг - настойчивей и злей.
Пылай, камин! Гори скорей,
Записок толстая тетрадь!
Пора мне гостя принимать...

Ну, догорела! Выхожу
В гостиную - и нахожу
Жену... О, верная жена!
Ни слез, ни жалоб, лишь бледна.
Блажен, кому дана судьбой
Жена с геройскою душой,
Но тот блаженней, у кого
Нет близких ровно никого...
"Не бойся ничего! поверь,
Всё пустяки!"- шепчу жене,
Но голос изменяет мне.
Иду - и отворяю дверь...
Одно из славных русских лиц
Со взором кротким без границ,
Полуопущенным к земле,
С печатью тайны на челе,
Тогда предстал передо мной
Администратор молодой.
Не только этот грустный взор,
Формально всё - до звука шпор
Так деликатно было в нем,
Что с этим тактом и умом
Он даже больше был бы мил,
Когда бы меньше был уныл.
Кивнув угрюмо головой,
Я указал ему на стул,
Не сел он; стоя предо мной,
Он лист бумаги развернул
И подал мне. Я прочитал
И ожил - духом просиял!

Вечерний звон, вечерний звон!
Как много дум наводит он!
Порой таких ужасных дум,
Что и действительность сама
Не помрачает так ума,
Напротив, возвращает ум!

"Судить назначено меня
При публике, при свете дня!-
Я крикнул весело жене.-
Прочти, мой друг! Поди ко мне!"
Жена поспешно подошла
И извещение прочла:
"Понеже в вашей книге есть
Такие дерзкие места,
Что оскорбилась чья-то честь
И помрачилась красота,
То вас за дерзость этих мест
Начальство отдало под суд,
А книгу взяло под арест".
И дальше чин и подпись тут.
Я сущность передал - но слог...
Я слога передать не мог!
Когда б я слог такой имел,
Когда б владел таким пером,
Я не дрожал бы, не бледнел
Перед нечаянным звонком...

Заметив радость, а не злость
В лице моем, почтенный гость
Любезно на меня взглянул.
Вновь указав ему на стул,
Я папиросу предложил,
Он сел и скромно закурил.
Тогда беседа началась
О том, как многое у нас
Несовершенно; как далек
Тот вожделенный идеал,
Какого всякий бы желал
Родному краю: нет дорог,
В торговле плутни и застой,
С финансами хоть волком вой,
Мужик не чувствует добра,
Et caetera, et caetera...
Уж час в беседе пролетел,
А не коснулись между тем
Мы очень многих важных тем,
Но тут огарок догорел,
Дымясь,- и вдруг расстались мы
Среди зловония и тьмы.

   2

Ну, суд так суд! В судебный зал
Сберется грозный трибунал,
Придут враги, придут друзья,
Предстану - обвиненный - я,
И этот труд, горячий труд
Анатомировать начнут!

Когда я отроком блуждал
По тихим волжским берегам,
"Суд в подземелье" я читал,
Жуковского поэму,- там,
Что стих, то ужас: темный свод
Грозя обрушиться, гнетет;
Визжа, заржавленная дверь
Поет: "Не вырвешься теперь!"
И ряд угрюмых клобуков
При бледном свете ночников,
Кивая, вторит ей в ответ:
"Преступнику спасенья нет!"
Потом, я помню, целый год
Во сне я видел этот свод,
Монахов, стражей, палачей;
И живо так в душе моей
То впечатленье детских дней,
Что я и в зрелые года
Боюсь подземного суда.
Вот почему я ликовал,
Когда известье прочитал,
Что гласно буду я судим,
Хоть утверждают: гласность - дым.
Оно конечно: гласный суд -
Всё ж суд. Притом же, говорят,
Там тоже спуску не дают;
Посмотрим, в чем я виноват.
(Сажусь читать, надев халат.)

Каких задач, каких трудов
Для человеческих голов
Враждебный рок не задавал?
Но, литератор прежних дней!
Ты никогда своих статей
С подобным чувством не читал,
Как я в ту роковую ночь.
Скажу вам прямо - скрытность прочь,-
Я с точки зрения судьи
Всю ночь читал мои статьи.
И нечто странное со мной
Происходило... Боже мой!
То, оправданья подобрав,
Я говорил себе: я прав!
То сам себя воображал
Таким злодеем, что дрожал
И в зеркало гляделся я...
Занятье скверное, друзья!

Примите добрый мой совет,
Писатели грядущих лет!
Когда постигнет вас беда,
Да будет чужд ваш бедный ум
Судебно-полицейских дум -
Оставьте дело до суда!
Нет пользы голову трудить
Над тем, что будут говорить
Те, коих дело обвинять,
Как наше - книги сочинять.
А если нервы не уснут
На милом слове "Гласный суд",
Подлей побольше рому в чай
И безмятежно засыпай!..


   3

Заснул и я, но тяжек сон
Того, кто горем удручен.
Во сне я видел, что герой
Моей поэмы роковой
С полуобритой головой,
В одежде арестантских рот
Вдоль по Владимирке идет.
А дева, далеко отстав,
По плечам кудри разметав,
Бежит за милым, на бегу
Ныряя по груди в снегу,
Бежит, и плачет, и поет...

Дитя фантазии моей,
Не плачь! До снеговых степей,
Я знаю, дело не дойдет.
В твоей судьбе средины нет:
Или увидишь божий свет,
Или - преступной признана -
С позором будешь сожжена!
Итак, молись, моя краса,
Чтобы по милости твоей
Не стали наши небеса
Еще туманней и темней!

Потом другой я видел сон,
И был безмерно горек он:
Вхожу я в суд - и на скамьях
Друзей, родных встречает взор,
Но не участье в их чертах -
Негодованье и укор!
Они мне взглядом говорят:
"С тобой мы незнакомы, брат!"
-"Что с вами, милые мои?"-
Тогда невольно я спросил;
Но только я заговорил,
Толпа покинула скамьи,
И вдруг остался я один,
Как голый пень среди долин,
Тогда, отчаяньем объят,
Я разревелся пред судом
И повинился даже в том,
В чем вовсе не был виноват!..

Проснувшись, долго помышлял
Я о моем жестоком сне,
Мужаться слово я давал,
Но страшно становилось мне:
Ну, как и точно разревусь,
От убеждений отрекусь?
Почем я знаю: хватит сил
Или не хватит - устоять?..
И начал я припоминать,
Как развивался я, как жил:
Родился я в большом дому,
Напоминающем тюрьму,
В котором грозный властелин
Свободно действовал один,
Держа под страхом всю семью
И челядь жалкую свою;
Рассказы няни о чертях
Вносили в душу тот же страх;
Потом я в корпус поступил
И там под тем же страхом жил.
Случайно начал я писать,
Тут некий образ посещать
Меня в часы работы стал.
С пером, со стклянкою чернил
Он над душой моей стоял,
Воображенье леденил,
У мысли крылья обрывал.
Но не довольно был он строг,
И я терпел еще за то,
Что он подчас мой труд берег
Или вычеркивал не то.
И так писал я двадцать лет,
И вышел я такой поэт,
Каким я выйти мог... Да, да!
Грозит последняя беда...
Пошли вам бог побольше сил!
Меня же так он сотворил,
Что мимо будки городской
Иду с стесненною душой,
И, право, я не поручусь,
Что пред судом не разревусь...


   4

 судей.
Герой - а я теперь герой -
Быть должен весь перед тобой,
О публика! во всей красе...
Итак, любуйся: я плешив,
Я бледен, нервен, я чуть жив,
И таковы почти мы все.
Но ты не думай, что тебя
Хочу разжалобить: любя
Свой труд, я вовсе не ропщу,
Я сожалений не ищу;
"Коварный рок", "жестокий рок"
Не больше был ко мне жесток,
Как и к любому бедняку.
То правда: рос я не в шелку,
Под бурей долго я стоял,
Меня тиранила нужда,
Гнела любовь, гнела вражда;
Мне граф <Орлов> мораль читал,
И цензор слог мой исправлял,
Но не от этих общих бед
Я слаб и хрупок как скелет.
Ты знаешь, я - "любимец муз",
А невозможно рассказать,
Во что обходится союз
С иною музой; благодать
Тому, чья муза не бойка:
Горит он редко и слегка.
Но горе, ежели она
Славолюбива и страстна.
С железной грудью надо быть,
Чтоб этим ласкам отвечать,
Объятья эти выносить,
Кипеть, гореть - и погасать,
И вновь гореть - и снова стыть.
Довольно! Разве досказать,
Удобный случай благо есть,
Что я, когда начну писать,
Перестаю и спать, и есть...

Не то чтоб ощутил я страх,
Когда уселись на местах
И судьи и народ честной,
Интересующийся мной,
И приготовился читать
Тот, чье призванье - обвинять;
Но живо вспомнил я тогда
Счастливой юности года,
Когда придешь, бывало, в класс
И знаешь: сечь начнут сейчас!

Толпа затихла, начался
Доклад - и длился два часа...

Я в деле собственном моем,
Конечно, не судья; но в том,
Что обвинитель мой читал,
Своей статьи я не узнал.
Так пахарь был бы удивлен,
Когда бы рожь посеял он,
А уродилось бы зерно
Ни рожь, ни греча, ни пшено -
Ячмень колючий, и притом
Наполовину с дурманом!
О прокурор! ты не статью,
Ты душу вывернул мою!
Слагая образы мои,
Я только голосу любви
И строгой истины внимал,
А ты так ясно доказал,
Что я законы нарушал!

Но где ж не грозен прокурор?..
Смягченный властию судей,
Не так был грозен приговор:
Без поэтических затей,
Не на утесе вековом,
Где море пенится кругом
И бьется жадною волной
О стены башни крепостной, -
На гаупвахте городской,
Под вечным смрадом тютюна,
Я месяц высидел сполна...
Там было сыро; по углам
Белела плесень; по стенам
Клопы гуляли; в щели рам
Дул ветер, порошил снежок.
Сиди-посиживай, дружок!
Я спать здоров, но сон был плох
По милости проклятых блох.
Другая, горшая беда:
В мой скромный угол иногда
Являлся гость: дебош ночной
Свершив, гвардейский офицер,
Любезный, статный, молодой
И либеральный выше мер,
День-два беседовал со мной.
Уйдет один, другой придет
И те же басенки плетет...

Блоха - бессонница - тютюн -
Усатый офицер-болтун -
Тютюн - бессонница - блоха -
Всё это мелочь, чепуха!
Но веришь ли, читатель мой!
Так иногда с блохами бой
Был тошен; смрадом тютюна
Так жизнь была отравлена,
Так больно клоп меня кусал
И так жестоко донимал
Что день, то новый либерал,
Что я закаялся писать...
Бог весть, увидимся ль опять!..


   Эпилог 

Зимой поэт молчал упорно,
Зимой писать охоты нет,
Но вот дохнула благотворно
Весна - не выдержал поэт!
Вновь пишет он, призванью верен.
Пиши, но будь благонамерен!
И не рискуй опять попасть
На гаупвахту или в часть!

<Конец 1866-1867>

Примечания

Впервые опубликовано: ОЗ, 1868, No 1, с. 227--238, с авторскими купюрами и заменами и подписью: "Н. Некрасов".

В собрание сочинений впервые включено: Ст 1869, ч. 4, с датой: "1867" на шмуцтитуле (перепечатано: Ст 1873, т. II, ч. 4).

Наборная правленная авторская рукопись, с подписью: "Н. Некрасов" - ИРЛИ, ф. 203, No 32, л. 1--10. Отдельные наброски: ст. 217--226, 333--338 (беловая запись) и отрывок "Не то беда, что по суду..." (черновая карандашная запись) - ГБЛ, ф. 195, М57256, No 25.

Варианты ст. 263--264 впервые опубликованы К. И. Чуковским в статье "Новонайденные творения Некрасова" (РСл, 1913, 11 дек., No

Повод для написания сатиры "Суд" Н. А. Некрасову дала практика применения нового закона о печати, утвержденного 6 апреля 1865 г. и вступившего в силу с 1 сентября того же года (см.: Полное собрание законов Российской империи. Собр. 2-е. Т. XL. СПб., 1865, No 41990). Закон, принятый, как гласил его текст, с целью "дать отечественной печати возможность облегчения и удобства", отменил предварительную цензуру периодических изданий и заменил ее карательной цензурой, переложив тем самым всю полноту ответственности за публикуемые материалы с цензоров на авторов и издателей-редакторов. Цензурный комитет получил широкие возможности вмешиваться в литературные дела, в частности право после трех предостережений останавливать издание, а издателей и авторов привлекать к суду.

Демократическая печать настороженно встретила этот закон. В первом бесцензурном номере "Современника" М. А. Антонович предрекал, что в руках цензурной администрации, "склонной к нетерпимости и крайнему произволу", сосредоточится "огромная, почти неограниченная власть над периодической прессою", что она станет "угнетательницей прессы с целью вынудить у нее или угодливость или, по крайней мере, покорное молчание" (Антонович М. Надежды и опасения. - С, 1865, No 8, с. 184--186). Опасения эти были не напрасны. Вскоре после вступления закона в силу; "Современник" получил два цензурных предостережения - 10 октября и 4 декабря, а 28 мая 1866 г. "Современник" и другой демократический журнал - "Русское слово" - были прекращены "вследствие доказанного с давнего времени вредного их направления" (ЛН, т. 51--52, с. 587). Незадолго до этого, в апреле, по подозрению в причастности к каракозовскому делу был арестован сотрудник "Современника" Г. З. Елисеев. Уже после закрытия журнала, во второй половине 1866 г., Ю. Г. Жуковский и А. Н. Пыпин были привлечены к судебной ответственности за напечатание в мартовской и февральской книжках журнала "преступной" статьи Ю. Г. Жуковского "Вопрос молодого поколения", содержавшей, по мнению обвинителей, "оскорбление чести и достоинства всего дворянского сословия". 25 августа 1866 г. С. -Петербургский окружной суд оправдал обвиняемых, но это решение было опротестовано товарищем прокурора Н. Б. Якоби, и при повторном разбирательстве дела 4 октября 1866 г. уже в Судебной палате был вынесен обвинительный приговор. А. Н. Пыпин и Ю. Г. Жуковский подверглись "денежному взысканию по сту рублей и аресту на военной гауптвахте в течение трех недель каждого" (см. об этом: Сборник сведений по книжно-литературному делу за 1866 год, ч. II. М., 1867, с. 4--77). Этот случай послужил прецедентом для изъятия из ведения гласных пореформенных судов всех дел о цензуре и передачи их в ведение Судебной палаты.

внимании к процессу свидетельствует переписка с А. Н. Пыпиным и С. В. Звонаревым в августе 1866 г. (см. письмо Некрасова к А. Н. Пыпину от 23 августа 1866 г., а также: Архив села Карабихи. Письма Н. А. Некрасова и к Некрасову. Примеч. сост. Н. Ашукин. М., 1916, с. 159--160, 252-253).

"Всякие. Очерки современной жизни". Суворин также был приговорен к трехнедельному аресту на гауптвахте, а книга его - к уничтожению (см. письмо Некрасова к В. П. Гаевскому от 20 декабря 1866 г. и стихотворение "Пропала книга!" - наст. изд., т, II, с. 226-227).

После закрытия журнала Некрасов чувствовал себя "пригвожденным к позорному столбу" и, возможно, пережил состояние, сходное с тем, которое переживает герой сатиры. Ряд общих черт позволяет сблизить образы автора и героя. Об этом свидетельствует текстуальная перекличка "Суда" с некоторыми автобиографическими стихотворениями Некрасова: ст. 240--248 и варианты к ним сопоставимы с отдельными строками пз "Родины", "На Волге" и "Умру я скоро. Жалкое наследство..."; варианты ст. 263-- 264 - со стихотворением 1867 г. "Зачем меня на части рвете...". Ср. также ст. 300--316 с письмом Некрасова к И. С. Тургеневу от 17 ноября 1853 г. Современниками Некрасова образ героя "Суда" часто воспринимался как прямо автобиографический. Так, художник А. М. Волков в своих иллюстрациях к сатире "Суд" придал герою портретное сходство с Некрасовым (ЦГАЛИ, ф. 338, оп. 1, "N" 99). О соотношении автобиографического и типического в образе героя "Суда" см.: Евгенъев-Максимов В. Е. Разоблачение реакции и правительственных "реформ" в поэтическом творчестве Некрасова 1860-х годов. - Учен. зап. Ленингр. гос. ун-та, 1952, No 158, с. 226-230; Гин 1971, с. 73-79.

"Суд" наряду с другими произведениями Некрасова "находится в руках новой редакции", было сообщено в объявлении об издании "Отечественных записок" на 1868 г. (Г, 1867, 31 дек., No 360).

Готовя произведение к печати, Н. А. Некрасов подверг его значительной автоцензуре. В ст. 296 ("Мне граф [О]*** мораль читал") была снята даже заглавная буква имени графа Орлова. Ст. 14--16 - "Вспоминал Я также то, где я бывал, О чем и с кем вступал я в спор" - были опущены, что потребовало переработки ст. 14 и 17. Появилась вторая редакция эпилога. Первая слишком резко контрастировала по своей пафосной интонации с ироническим тоном остального повествования. Позднее, в 1875 г., Некрасов переадресовал заключительные строки эпилога (см.: Другие редакции и варианты, с. 296, вариант ст. 390--393) М. Е. Салтыкову (см. стихотворение "М. Б. С<алтыко>ву (при отъезде его за границу)" - ст. 5--12). По совету "домашнего цензора" "Отечественных записок" Ф. М. Толстого были сняты ст. 49--52, поскольку, по его мнению, они "отзываются принципами того учения, за которое "Современник" был запрещен" (ЛН, т. 51--52, с. 584), а также устранено ироническое описание "администратора молодого" - ст. 63--68. По этой же причине "гвардейский офицер" в рукописи стал именоваться "гулякой-офицером", "удалым офицером", а затем еще более нейтрально - "изящным" (ОЗ) и "усатым" (окончательная редакция).

Но даже в таком виде "Суд", вероятно, вызвал нарекания со стороны лиц, осуществлявших надзор за печатанием освобожденных от предварительной цензуры изданий: очевидно, с угрозой объявления предостережения журналу связано то обстоятельство, что "Суд" был вырезан из части тиража уже напечатанных журнальных книжек. Вместо него печаталось с нарушением пагинации номера стихотворение "Эй, Иван!", вошедшее также и во второй номер "Отечественных записок" за 1868 г.

Современная Некрасову реакционная критика резко отрицательно встретила первый номер новых "Отечественных записок". Уже в февральском "Всемирном труде" (1868, No 2, с. 113--142) был напечатан обзор литературы "Столичная жизнь", в котором проводилась мысль о том, что "сатира Некрасова мельчает, размениваясь на балагурство". В четвертом номере журнала появилась статья Н. Соловьева "Критика направлений", написанная в том же духе, что и "Столичная жизнь", но еще более резко. Редакторы "Отечественных записок" Некрасов и Салтыков-Щедрин именуются в ней не иначе как "литературными покойниками", а "Суд" определяется как "журнальная эпитафия". Статья содержала очевидный намек на то, что Некрасова именно в административном порядке следует сделать "литературным покойником", т. е. закрыть "Отечественные записки".

"Однажды зимним вечерком" "Светлана": "Раз в крещенский вечерок".

"Вечерний звон! Вечерний звон! Как много дум наводит он!" -- цитата из стихотворения Т. Мура "Вечерний звон" в переводе И. И. Козлова.

"Модный магазин" -- журнал мод, издававшийся С. Г. Мей, вдовой поэта Л. А. Мея, в С. -Петербурге в 1862--1883 гг. В рукописи "Модный магазин" первоначально был иронически назван "преступным" (см.: Другие редакции и варианты, с. 294).

-- Ср. в "Полтаве" А. С. Пушкина: "Ах, вижу я: кому судьбою..." и т. д.

"Одно из славных русских лиц" -- цитата из "Тамбовской казначейши" М. Ю. Лермонтова.

"С печатью тайны на челе" "Последние стихи" ("Люби питомца вдохновенья..."). В таком виде этот стих приводился в изданиях XIX в. В современных изданиях печатается и бесцензурный вариант: "С печатью власти на челе..."

Формально всё---- Намек на то, что "администратор молодой" является не гражданским, а военным лицом, скорее всего жандармским офицером.

"Суд в подземелье" "Библиотеке для чтения", 1834, т. III, с. 1--19. Это произведение с трагическим сюжетом и мрачно-романтическим колоритом могло запомниться Некрасову с детства. Но весьма вероятно его обращение к тексту поэмы Жуковского и во время, близкое к написанию "Суда". "Суд", насыщенный пародийными литературными реминисценциями, во многом повторяет ритмический рисунок поэмы Жуковского (см. об этом: Эйхенбаум В. М. Некрасов. - В кн.: Эйхенбаум Б. М. О поэзии. Л., 1969, с. 46) и ее рифмический строй. Один из вариантов начала "Суда": "Уж было за полночь. Во сне..." перекликается с началом поэмы: "Уж день прохладой вечерел...", а ст. 350--361 - описание гауптвахты - сопоставимы с описанием подземелья ("Библиотека для чтения", 1834, т. III, с. 13).

-- описание, сопоставимое со сценой суда в поэме М. Ю. Лермонтова "Боярин Орша":

Они! - взошли! - Толпа людей
В высоких, черных клобуках,
С свечами длинными в руках.

тракт, по которому шли из Москвы партии приговоренных к сибирской каторге и ссылке.

"Как голый пень среди долин" -- цитата из поэмы М. Ю. Лермонтова "Хаджи-Абрек".

Не так счастливец молодой идет в таинственный покой "Не так любовник молодой..." - см.: Другие редакции и варианты, с. 295) - отголоски строк Пушкина: "Как ждет любовник молодой минуты верного свиданья..." ("К Чаадаеву").

Мне граф Орлов мораль читал... - А. Ф. Орлов (1787--1862), с 1844 г. - шеф жандармов и главный начальник III Отделения (см. ниже, с. 428 и 430, комментарий к сатире "Недавнее время").

-- Ср. стих А. В. Тимофеева "Прости! увидимся ль опять?.." ("Разлука", 1830-е гг.).