• Наши партнеры
    Туалетные перегородки в детский сад
  • Элегия

    
     А.Н.Еракову 
    
    Пускай нам говорит изменчивая мода,
    Что тема старая "страдания народа"
    И что поэзия забыть ее должна.
    Не верьте, юноши! не стареет она.
    О, если бы ее могли состарить годы!
    Процвел бы божий мир!... Увы! пока народы
    Влачатся в нищете, покорствуя бичам,
    Как тощие стада по скошенным лугам,
    Оплакивать их рок, служить им будет муза,
    И в мире нет прочней, прекраснее союза!...
    Толпе напоминать, что бедствует народ
    В то время, как она ликует и поет,
    К народу возбуждать вниманье сильных мира -
    Чему достойнее служить могла бы лира?...
    
    Я лиру посвятил народу своему.
    Быть может, я умру неведомый ему,
    Но я ему служил - и сердцем я спокоен...
    Пускай наносит вред врагу не каждый воин,
    Но каждый в бой иди! А бой решит судьба...
    Я видел красный день: в России нет раба!
    И слезы сладкие я пролил в умиленьи...
    "Довольно ликовать в наивном увлеченьи,-
    Шепнула Муза мне.- Пора идти вперед:
    Народ освобожден, но счастлив ли народ?..
    
    Внимаю ль песни жниц над жатвой золотою,
    Старик ли медленный шагает за сохою,
    Бежит ли по лугу, играя и свистя,
    С отцовским завтраком довольное дитя,
    Сверкают ли серпы, звенят ли дружно косы -
    Ответа я ищу на тайные вопросы,
    Кипящие в уме: "В последние года
    Сносней ли стала ты, крестьянская страда?
    И рабству долгому пришедшая на смену
    Свобода, наконец, внесла ли перемену
    В народные судьбы? в напевы сельских дев?
    Иль так же горестен нестройный их напев?.."
    
    Уж вечер настает. Волнуемый мечтами,
    По нивам, по лугам, уставленным стогами,
    Задумчиво брожу в прохладной полутьме,
    И песнь сама собой слагается в уме,
    Недавних, тайных дум живое воплощенье:
    На сельские труды зову благословенье:
    Народному врагу проклятие сулю,
    А другу у небес могущества молю,
    И песнь моя громка!.. Ей вторят долы, нивы,
    И эхо дальних гор ей шлет свои отзывы,
    И лес откликнулся... Природа внемлет мне,
    Но тот, о ком пою в вечерней тишине,
    Кому посвящены мечтания поэта,
    Увы! не внемлет он - и не дает ответа...
    
    (15-17 августа 1874)

    Примечания

    Печатается по тексту первой публикации.

    Впервые опубликовано: ОЗ, 1875, No 2, с. 495--496, с подписью: "Н. Некрасов", урезанным ст. 7 ("Влачатся в нищете...........") и заменой ст. 8 строкой точек (перепечатано: Р. б-ка, с. 225--227, с датой: "1874", без цензурного пропуска).

    В собрание сочинений впервые включено: Ст 1879, т. III. В прижизненные издания "Стихотворений" Некрасова не входило.

    Автографы: 1) черновой автограф без заглавия и даты (ст. 1-- 14, 25--36) - ИРЛИ, ф. 203, No 41; 2) наброски (на л. 2 черновой рукописи стихотворения "На постоялом дворе") - ИРЛИ, ф. 203, К 31; 3) наборная рукопись с заглавием и посвящением, без даты, с подписью: "Н. Некрасов" - ИРЛИ, ф. 203, No 40. Известна также копия А. А. Буткевич, сохранившаяся среди писем ее к С. И. Пономареву, с*** вместо заглавия и датой: "15--17 августа 1875 ", с небольшими разночтениями, одно из которых в ст. 8 ("по выжженным лугам" вместо "по скошенным лугам") принято во втором и третьем посмертных изданиях (Стихотворения Н. А. Некрасова. Полн. собр. в одном томе. 1842--1872. СПб., 1881; переиздание: СПб., 1882),-- ИРЛИ, Р. II, оп. 1, No 40.

    Датируется 15--17 августа 1874 г. по копии, с исправлением ошибочно проставленного в ней года.

    Решив повременить с печатанием столь острого в политическом отношении стихотворения и опасаясь заранее привлечь к нему внимание цензуры, поэт писал 29 августа 1874 г. из Чудовской Луки мужу своей сестры А. Н. Еракову по поводу "Элегии": "Посылаю тебе стихи; так как это самые мои задушевные и любимые из написанных мною в последние годы, то и посвящаю их тебе, самому дорогому моему другу. Одна просьба - не давай их никому списывать, а читать можешь, коли они тебе понравятся, кому угодно" (об А. Н. Еракове см. выше, с. 430).

    В черновой рукописи стихотворение начиналось строками:

    Старо, не правда ли, печь хлебы из муки?

    которые являлись стихотворным переложением афоризма, сформулированного Некрасовым в "Заметках о журналах" за октябрь 1855 г.: "Очень однообразная вещь печь хлеб всё из муки да из муки; он даже не всегда и удается,-- однако ж никому не приходит в голову начать печь его из песку" (ПСС, т. IX, с. 339). Отказавшись от этого наглядного бытового сравнения, противоречащего общей высокой тональности стихотворения, Некрасов прямо начинает с утверждения актуальности темы "страданий парода", полемически направленного против претензий, предъявлявшихся к его поэзии современным либеральным историком литературы О. Ф. Миллером, который считал, что "непосредственное описание страданий народа и вообще бедняков" уже Некрасовым "исчерпано" и что "поэт наш стал как-то повторяться, когда принимается за эту тему" (Миллер О. Публичные лекции. Некрасов. Произведения второго периода... СПб., 1874, с. 144--145; см. об этом: Гин 1971, с. 166--169). Написанная в период, когда "хождение в народ" приобрело особенный размах, "Элегия" заключала в себе обращенный к молодежи замаскированный призыв бороться за подлинное освобождение крестьянства (черновой вариант: "О русский юноша! Есть темы выше моды: Не старят их века!.."). Вместе с тем в стихотворении говорится и о бедствии "народов" (во множественном числе), т. е., как и в созданных в том же 1874 г. стихотворениях "Страшный год" и "Смолкли честные, доблестно павшие...", о торжестве реакции в Европе, наступившей после франко-прусской войны и разгрома Парижской Коммуны (см.: Гаркави А. М. "Элегии" Н. А. Некрасова в 9-м классе. - В кн.: Проблемное изучение литературы в школе. Сб. Калинингр. гос. ун-та. Калининград, 1969, с. 63). Вопрос о положении народа сливается в "Элегии" с вопросом о роли поэта в обществе. Развивая собственную программу гражданственности искусства, Некрасов опирался в этом стихотворении на тенденции вольнолюбивой лирики Пушкина. Исследователями отмечалась перекличка со стихотворениями Пушкина "Деревня", "Эхо", "Памятник" (см. об этом: Гиппиус В. Некрасов в истории русской поэзии XIX века. - ЛН, т. 49--50, с. 10, а также названные работы А. М. Гаркави и М. М. Гина). В свой итоговый сборник "Последние песни" Некрасов не ввел "Элегию" безусловно лишь по цензурным соображениям. Это образец нового типа элегии, возникшего в творчестве Некрасова, элегии социальной, в которой в связи с изменением объекта изображения традиционные поэтические средства насыщались новыми жанровыми признаками (см. об этом: Фризман Л. Г.