• Наши партнеры
    https://salehard.audioprofi.ru купить lifesize room система видеоконференции.
  • * * * ("Сыны "народного бича"...")

    
    Сыны "народного бича",
    С тех пор как мы себя сознали,
    Жизнь как изгнанники влача,
    По свету долго мы блуждали;
    Не раз горючею слезой
    И потом оросив дорогу,
    На рубеже земли родной
    Мы робко становили ногу;
    Уж виден был домашний кров,
    Мы сладкий отдых предвкушали,
    Но снова нас грехи отцов
    От милых мест нещадно гнали,
    И зарыдав, мы дале шли
    В пыли, в крови; скитались годы
    И дань посильную несли
    С надеждой на алтарь свободы.
    И вот настал желанный час,
    Свободу громко возвестивший,
    И показалось нам, что с нас
    Проклятье снял народ оживший;
    И мы на родину пришли,
    Где был весь род наш ненавидим,
    Но там всё то же мы нашли -
    Как прежде, мрак и голод видим.
    Смутясь, потупили мы взор -
    "Нет! час не пробил примиренья!"
    И снова бродим мы с тех пор
    Без родины и без прощенья!..
    
    (1870)

    Примечания

    Печатается по тексту первой публикации.

    "Н. Некрасов", без даты.

    В собрание сочинений впервые включено: Ст 1879, т. IV. В прижизненные издания "Стихотворений" Некрасова не входило.

    Автограф не найден. Сохранилась копия неизвестной рукой, чернилами - ИРЛИ, P. I, оп. 20, No 48. Правлена Некрасовым (карандаш). Ст. 23--28 вычеркнуты. По-видимому, автор предполагал переработать произведение. На обороте автографа наброска "Зазевайся, впрочем, шляпу..." (1877) (ЦГАЛИ, ф. 191, оп. 1, No 491) имеется следующая запись Некрасова:

    Утро - 72--3

    Сыны народного бича

    К. И. Чуковский высказал предположение, что стихотворение вызвано смертью Герцена. Датируется предположительно временем между 9 января 1870 г. (датой смерти Герцена) и 17 января 1871 г. (днем выхода в свет No 1 "Отечественных записок" за 1871 г.).

    Стихотворение отражает размышления Некрасова об участи лучшей части русского дворянства - людей с "больной совестью". В одной из своих предсмертных биографических заметок поэт, говоря об отношении к отцу, писал: "Разница, повторяю, была между нами во времени, он пользовался своим правом, которое признавал священным:

    Один...
    свободно и дышал и действовал и жил.

    "Сыны народного бича..." (далее приводятся ст. 1--4. - Ред.).

    Не могу не сознаться, что даже в последние мои годы, когда я бывал в Грешневе, я чувствовал какую-то неловкость:

    Смутясь <потупили мы взор>" (ЛН, т. 49--50, с. 143--144).

    Сознание исторической вины своего класса в комментируемом стихотворении неразрывно с сознанием собственной вины. Мотив "покаяния" весьма характерен для лирики Некрасова 1860-- 1870-х гг. (см.: Проблема долга перед народом в поэзии Н. А. Некрасова. - РЛ, 1971, No 2, с. 60--61).

    ..."народного бича"...-- Возможно, восходит к распространенному выражению "бич божий", связанному с библейским пророчеством из "Книги пророка Исайи" (гл. X, ст. 5, 26). В русской демократической поэзии слово "бич" весьма часто употреблялось как символ крепостнического гнета. См., например, стихотворение А. Н. Плещеева "По чувствам братья мы с тобой" (1846), ставшее в 1860-е гг. популярной студенческой песней:

    И будем мы питать до гроба

    Разделы сайта: