Поиск по творчеству и критике
Cлово "1835"
Входимость: 9. Размер: 95кб.
Входимость: 7. Размер: 143кб.
Входимость: 4. Размер: 55кб.
Входимость: 4. Размер: 225кб.
Входимость: 4. Размер: 18кб.
Входимость: 4. Размер: 53кб.
Входимость: 3. Размер: 86кб.
Входимость: 3. Размер: 105кб.
Входимость: 3. Размер: 167кб.
Входимость: 3. Размер: 6кб.
Входимость: 3. Размер: 4кб.
Входимость: 2. Размер: 55кб.
Входимость: 2. Размер: 49кб.
Входимость: 2. Размер: 70кб.
Входимость: 2. Размер: 7кб.
Входимость: 2. Размер: 49кб.
Входимость: 2. Размер: 63кб.
Входимость: 2. Размер: 94кб.
Входимость: 2. Размер: 144кб.
Входимость: 2. Размер: 2кб.
Входимость: 2. Размер: 4кб.
Входимость: 2. Размер: 23кб.
Входимость: 2. Размер: 6кб.
Входимость: 2. Размер: 8кб.
Входимость: 2. Размер: 58кб.
Входимость: 2. Размер: 91кб.
Входимость: 2. Размер: 132кб.
Входимость: 2. Размер: 66кб.
Входимость: 2. Размер: 72кб.
Входимость: 1. Размер: 2кб.
Входимость: 1. Размер: 33кб.
Входимость: 1. Размер: 14кб.
Входимость: 1. Размер: 19кб.
Входимость: 1. Размер: 6кб.
Входимость: 1. Размер: 46кб.
Входимость: 1. Размер: 33кб.
Входимость: 1. Размер: 57кб.
Входимость: 1. Размер: 107кб.
Входимость: 1. Размер: 26кб.
Входимость: 1. Размер: 34кб.
Входимость: 1. Размер: 67кб.
Входимость: 1. Размер: 6кб.
Входимость: 1. Размер: 29кб.
Входимость: 1. Размер: 18кб.
Входимость: 1. Размер: 20кб.
Входимость: 1. Размер: 83кб.
Входимость: 1. Размер: 10кб.
Входимость: 1. Размер: 4кб.
Входимость: 1. Размер: 17кб.
Входимость: 1. Размер: 7кб.
Примерный текст на первых найденных страницах
Входимость: 9. Размер: 95кб.
Часть текста: имена личные, названия литературных произведений, статей, журналов, встречающиеся в тексте вступительной статьи, вводных преамбулах и примечаниях. Ссылки на страницы вступительной статьи и примечаний набраны курсивом. Имена и названия, упоминаемые только в библиографическом аппарате, в указатель не введены. Указатель составлен Т. Б. Сумароковой. Абатуров Павел Петрович, директор Ярославской гимназии в 1832--1836 гг. --35, 36, 498. Абатурова, жена П. П. Абатурова - 36. Авдеев Михаил Васильевич (1821--1876), писатель, в 50-егг. сотрудничавший в "Современнике" - 448, 553. "Роман и повести" - 448, 553. Авсеенко Василий Григорьевич (1842--1913), писатель, в 1860--1861 гг. сотрудничал в "Русском слове", в 70-х гг. - в "Русском вестнике" - 468. "Реальнейший поэт" - 468. Аграфена Федоровна, домоправительница А. С. Некрасова - 389. Александр II (1818--1881),-- 40, 228, 518. Александрова Н. П. - см. Некрасова Н. П. Александрова, гувернантка детей Ф. А. Некрасова, сестра Н. П. Александровой - 396-- 398. Алексеев Александр Алексеевич (см. стр. 45) - 20, 500--501. Алексей,...
Входимость: 7. Размер: 143кб.
Часть текста: 251 Аверкиев Дмитрий Васильевич (1836—1905), драматург, прозаик, театральный критик и публицист, близкий знакомый Н. Н. Страхова, Ф. М. Достоевского и А. А. Григорьева. Как журналист Аверкиев получил репутацию реакционного публициста, выступая против направления, которым следовал некрасовский «Современник». Из переписки Некрасова и Аверкиева известно лишь письмо Н. (1868) 1 — 70—71, 203, 246 Авсеенко В. Г. 2 — 224 Адлерберг Александр Владимирович (1818—1888), граф, генерал- адъютант, член Государственного и Военного советов 1 — 116, 166, 275 Адмирари Нил (псевд.) см. Панютин Л. К. Азадовский М. К. 1 — 341 Алдонина Н. Б. 2 — 274 Александр см. Вышомирский А. И. Александр II 1 — 223, 227, 299, 314 Александр Андреевич см. Краевский Александр Андреевич Александрова Екатерина Павловна, сестра Н. П. Некрасовой, гувернантка детей Ф. А. Некрасова 1 — 186, 332 Алексеев А. (псевд.) см. Веневитинов М. А. Алексеева О. Б. 1 — 203; 2 — 157 Алеша см. Некрасов Алексей Федорович Аничков Вик. тор Михайлович (1830—1874), генерал-майор, профессор николаевской Академии генерального штаба, сотрудник «Современника» 1 — 49, 230 Анна Иоанновна 2 — 171 Анна Федоровна см. Ковалевская Анна Федоровна Анненков И. В. (1814—1887), брат П. В. Анненкова, флигель-адъютант, с 1862 г. оберполицмейстер 1 — 14, 209 Анненков Павел Васильевич (см. о нем: наст, изд., т. XIV, кн. 2, с. 305—306) 1 —...
Входимость: 4. Размер: 55кб.
Часть текста: заодно хотя бы кратко историю Грешневской усадьбы. Первым владельцем Грешнова и примыкавших к нему деревень— Василькова, Гогулина и Кошевки — из рода Некрасовых был прадед поэта Алексей Яковлевич Некрасов, получивший в первой половине XVIII века ярославские деревни в приданое за женой Прасковьей Борисовной Нероновой (по другим данным — Полуэктовой). , После смерти Алексея Яковлевича (1760) эти деревни перешли по наследству к его сыну, деду поэта, Сергею Алексеевичу Некрасову, проживавшему, как и родитель, в Москве. Разорившись, Сергей Алексеевич переехал с семьей из Москвы в Грешнево и построил себе усадьбу на костромском конце деревни. По его указанию в середине деревни была выстроена часовня, и Грешнево стало сельцом. После смерти Сергея Алексеевича (январь 1807) остались дети: Сергей — 21 год, Дмитрий — 20 лет, Алексей (отец поэта) — 18 лет, Елена— 17 лет, Татьяна— 14 лет. 1 Поскольку не все они еще были взрослыми, Сергей Алексеевич завещал до их совершеннолетия управление вотчиной опекуну — советнику Ярославской гражданской палаты Якову Николаевичу Андрианову. Тот забрал наследников к себе в Ярославль, распоряжаясь и имением и судьбами владельцев по своему усмотрению: сыновей вскоре определил в Тамбовский полк, стоявший в ту пору в Костроме, дочерей же долгое время держал...
Входимость: 4. Размер: 225кб.
Часть текста: всем отдельным изданиям). Впервые опубликовано: С, 1848, № 10 (ценз. разр. — 30 сент. 1848 г.), с. 169–274, № 11 (ценз. разр. — 31 окт. 1848 г.), с. 39–148, М 12 (ценз. разр. — 30 ноября 1848 г.), с. 307–410; 1849, № 1 (ценз. разр. — 31 дек. 1848 г.), с. 165–274, № 2 (ценз. разр. — 31 янв. 1849 г.), с. 315–418, № 3 (ценз. разр. — 28 февр. 1849 г.), с. 107–230, № 4 (ценз. разр. — 31 марта 1849 г.), с. 279–380, № 5 (ценз. разр. — 80 апр. 1849 г.), с. 73–172, с подзаголовком: «Роман в осьми частях» и подписями: «Н. Некрасов. — Н. Станицкий» (перепечатано: главы V–VII, X части четвертой — Журнал для чтения воспитанникам военно-учебных заведений, 1849, № 314–316, под заглавием: «Сцены из жизни русских промышленников. — I. Гонка барок через Боровицкие пороги. — II. Мореход Хребтов», с подписями: «Н. Некрасов, Н. Н. Станицкий»; глава VI части четвертой (фрагмент) — Собрание стихотворений и отрывков в прозе для первоначального изучения русского языка. Изд. Ф. Студицкого. СПб., 1849, под заглавием: «Гибель барок на Боровицких порогах», с подписями: «Н. Некрасов, Л. Станицкий»; глава II части третьей, переделанная в драматический этюд. — Для легкого чтения. Повести, рассказы, комедии, путешествия и стихотворения современных русских писателей, т. 3. СПб., 1856, с. 253–281, под заглавием: «Осенняя скука. Деревенская сцена», с подписью: «Н. А. Н-в» и датой: «1848»; глава III части третьей («История мещанина Душникова») —...
Входимость: 4. Размер: 18кб.
Часть текста: ли ветрено бесславить Плоды возвышенных трудов И легкомыслие забавить Игрою гордою стихов. ... Поэт один, подобный в этом Пчеле, которая со цветом Не делит меда своего. «Лиде», 1821 Уже в этих строках есть слабый намек на духовное одиночество поэта. Каждый должен выбрать собственный путь («всякому свое»), тот род поэзии, который ему близок («И ввек того не приобресть // Чего нам не дано природой»). Перефразируя известные слова Вольтера «Все роды хороши, кроме скучного», Баратынский пишет: «Равны все музы красотой, // Несходство их в одной одежде». Раздумья о судьбе поэта и поэзии переплетаются в стихотворениях Баратынского с размышлениями о собственной поэтической судьбе, с поисками своего собственного пути: Я мыслю, чувствую: для духа нет оков; То вопрошаю я предания веков, То занят свойствами и нравами людей... Вникаю в сердце их, слежу его движенья, И в сердце разуму отчет стараюсь дать! То вдохновения, Парнаса благодать, Мне душу радует восторгами своими; На миг обворожен, на миг обманут ими, Дышу свободнее, и, лиру взяв свою, И дружбу, и любовь, и негу я пою. «И. И. Гнедичу», 1823 В 1830 г. Баратынский пишет стихотворение «Муза» , в котором он самокритично (но и без ложной скромности) рассматривает свою поэзию, подчеркивая ее независимый характер: Не ослеплен я Музою моею: Красавицей ее не назовут, И юноши, узрев ее, за нею Влюбленною толпой не побегут. Приманивать изысканным убором, Игрою глаз, блестящим разговором Ни склонности у ней, ни дара нет; Но поражен бывает мельком свет Ее лица необщим...
Входимость: 4. Размер: 53кб.
Часть текста: о журналах за март 1856 года Читатель, хотя дело и не касается журналов, но вам будет отрадно прочесть следующие строки, которыми открывается речь графа Д. Н. Блудова по случаю назначения его президентом императорской Академии наук: "Милостивые государи! Я не в первый раз вступаю в сие святилище наук, - наук и словесности, которая в наше время, может быть, еще теснее прежнего с ними соединяется. Но доселе я был только посторонним, так сказать, свидетелем действий Академии, посторонним усердным почитателем трудов и достоинств ее членов. Ныне, по воле и милостивому доверию государя императора, имею честь председательствовать в сем первом из наших ученых обществ и думаю, однако ж, что во многом, в главном, мои отношения к Академии не изменились. И теперь, не чувствуя себя в состоянии быть настоящим, в собственном смысле сего слова, ее сотрудником, я буду по обязанности, как прежде по одной любви к познаниям и к изящному в литературе, следовать тщательно и беспристрастно за ходом ее разнообразных, почти всеобъемлющих в области ума занятий, душевно радоваться успехам ее и, как смею надеяться, свидетельствовать о них перед августейшим ее покровителем. Нужно ли прибавлять, что, именуя всемилостивейшего государя нашего покровителем Академии, мы следуем не одной...
Входимость: 3. Размер: 86кб.
Часть текста: Причина очевидна. В этом роде литературы преимущественно и прежде всего обращает на себя внимание форма. Чем труднее достижение чего-либо, тем более в наших глазах выигрывает достигающий. Но трудность выражения или формы обусловливается, разумеется, кроме личности писателя степенью развития и обработанности языка. Чем менее обработан язык, тем труднее подчинить его формам, требуемым от того или другого рода литературных произведений; по мере же постепенного развития и совершенствования языка постепенно исчезает и трудность выражения, так что изящная форма уже перестает быть достоинством, а делается необходимым условием всякого литературного произведения. Наша литература, возникшая и укрепившаяся в самое короткое время, находится уже на той степени, когда изящная форма почитается не достоинством, а условием необходимым. Лет десять тому назад, даже и меньше, весьма охотно прощали отсутствие содержания и даже смысла за несколько удачных выражений, гладкость и благозвучие. Стоит только припомнить времена гг. Марлинского и Бенедиктова, когда форма составляла первое условие, а содержание едва ли входило в число условий, необходимых для литературного произведения. Это преимущество, отдаваемое форме в ущерб содержанию, отчасти и было причиною той вычурности, которою отличались оба эти писателя. Несколько лет тому назад при оценке литературного произведения прежде всего обращали внимание на слог, потому что хороший слог был явлением редким; теперь же почти не говорят о слоге, потому что все пишут более или менее хорошо. Пушкин и Лермонтов до такой степени усвоили нашему языку стихотворную форму, что написать теперь гладенькое стихотворение сумеет всякий, владеющий в некоторой степени механизмом языка; и потому гладкость и правильность стиха не составляют уже в наше время ни малейшего достоинства, а так как стихотворная форма непременно стесняет автора, не выкупая недостатков его произведения, то весьма понятно, что...
Входимость: 3. Размер: 105кб.
Часть текста: и оглушило разнохарактерным криком и стуком: дом был наполнен мастеровыми, которые работали у растворенных окон и пели. В глазах у меня запестрели отрывочные надписи вывесок, которыми был улеплен дом изнутри с такою же тщательностию, как и снаружи: делают троур и гробы и на прокат отпускают; медную и лудят; из иностранцев Трофимов; русская привилегированная экзаменованная повивальная бабка Катерина Брагадини; пансион; Александров, в приватности Куприянов. При каждой вывеске изображена была рука, указующая на вход в лавку или квартиру, и что-нибудь, поясняющее самую вывеску: сапог, ножницы, колбаса, окорок в лаврах, диван красный, самовар с изломанной ручкой, мундир. Способ пояснять текст рисунками выдуман гораздо прежде, чем мы думаем: он перешел в литературу прямо с вывесок. Но уважение к исторической истине заставляет сказать, что при вывеске повивальной бабки изображения никакого не было. Наконец, в угловом окне четвертого этажа торчала докрасна нарумяненная женская фигура лет тридцати, которую я сначала принял тоже за вывеску; может быть, я и не ошибся. На дворе была еще ужасная грязь; в самых воротах стояла лужа, которая, вливаясь...
Входимость: 3. Размер: 167кб.
Часть текста: с подписью: «Н. Некрасов»; отрывок, под названием «Петербургские углы», из главы V («О петербургских углах и о почтенных постояльцах, которые в них помещаются») части первой — ФП, ч. 1, с. 254–303, с подписью: «Н. Некрасов»; почти полностью — Некрасов. Тростников, с. 51–279. В собрание сочинений впервые включено: ПСС, т. VI. Известны следующие автографы романа. Черновой автограф («Итак, после долгих размышлений ~ отец тебе, твой родной отец…») — ГБЛ, ф. 195, М 5758. 1, л. 1-153. Рукопись, без начала и конца, без заглавия и даты, с большим количеством исправлений и зачеркиваний, с дополнениями на полях, написанная чернилами и карандашом на двойных листах большого формата, с авторской нумерацией отдельных листов и со значительными пропусками листов, содержит текст частей первой и второй романа, а также разрозненные наброски, относящиеся, по-видимому, к части третьей. В части первой меньше исправлений и дополнений. В ней отсутствует глава I в объеме шести сдвоенных листов с авторской нумерацией. В главе II, без названия, отсутствуют в середине текста л. 9-11. За ней следует глава, логически связанная с предыдущей, под названием «О том, какое действие производят рекомендательные письма, о которых так много хлопочут провинциалы, отправляющиеся в...
Входимость: 3. Размер: 6кб.
Часть текста: Биография А. В. Кольцова Алексей Васильевич Кольцов родился 3 октября 1809 г. в Воронеже в многодетной купеческой семье. Семья была крепкая, патриархальная, все и вся подчинялись суровому и деспотичному отцу. Василий Петрович Кольцов занимался самыми разными делами – арендовал землю, продавал пшеницу, торговал скотом. «Трижды наживалось до 70 тысяч, спускалось и снова наживалось», – вспоминал впоследствии сам поэт. Родители сумели дать дочерям вполне приличное по тем временам образование. Алексей же, минуя начальное отделение, поступает сразу в I класс двухклассного уездного училища, где преподавали русский, арифметику, начало латыни и даже немецкий. Будущий поэт проучился всего полтора года и был взят из училища – с 11 лет он помогал отцу в его купеческих делах. Беспрестанные разъезды по прасольским делам, недели, проведенные в степи, ночи под открытым небом, восход солнца – все это отразилось в стихотворениях А. Кольцова. Один из приказчиков В. П. Кольцова вспоминал: «Бывало, летом, в степи, особенно по вечерам, при солнечном закате, уже смеркаться начнет, а он, сердечный, и ну писать, и ну писать. Я его – Лексей Васильевич! Куды тебе, не слышит, глядит как истукан. В ту пору совсем чудаком глядел». Белинский позже назвал степь – и «первой школой жизни» для Кольцова. Может быть, не случайно, именно в степи – «широкой», «раздольной», «привольной» (так она вошла в творчество Кольцова) – тот ощутил себя поэтом. «А степь опять очаровала меня», – писал он Белинскому в июле 1838 года. Вот как вспоминает об этом А. Я. Панаева (жена писателя И. И. Панаева): «Раз Кольцов пил у нас чай; кроме него были только Белинский и Катков. Кольцов...